Русский дворянин в американской Армии

Русский дворянин в американской Армии

В ноябре, когда в США традиционно чествуют  ветеранов, хочу рассказать удивительную историю о моем муже, ветеране американской Армии.

Константин Антониевич Пио-Ульский – потомок очень древнего дворянского рода, который ведет свое начало с XI века. После Октябрьского переворота 1917 года его семья была вынуждена покинуть Россию. Он родился в Югославии и в силу обстоятельств стал, как он сам себя называет, профессиональным эмигрантом. Пять стран, пять языков, пять культур. Детские предвоенные годы – в Югославии, военное детство – в Берлине, послевоенное отрочество – в лагере для перемещенных лиц на юге Австрии, юношество – в Норвегии. И, наконец, в 20-летнем возрасте он приехал в Америку по специальной визе к умирающему отцу, при содействии и помощи замечательного русского мецената и общественного деятеля князя С.С.Белосельского-Белозёрского.

Константин Пио-Ульский несет службу. 1957 год. Фото из семейного архива.

И через полтора года «дядюшка Сэм» призвал нового эмигранта в армию. Константин еще даже не был гражданином этой страны. Но в те годы была обязательная воинская повинность. И раз ты выбрал эту страну, как СВОЮ, ты должен был ей служить. 

Он попал в танковые войска. Не умея водить автомашину, не имея водительских прав. Первым моторным предметом, который Константин сдвинул с места, был американский танк М-48. После пятимесячных тренировок в Форте Худ (Fort Hood), штат Техас, их дивизия была направлена в Германию, страну детских военных скитаний Константина, на базу, находящуюся недалеко от Нюрнберга. Кстати, нужно отметить, что Константин очень хорошо говорил по-немецки. 

В декабре 1957 года на военном корабле они переплывали  Атлантику. Именно там Константин увидел объявление, приглашающее солдат, имеющих эстрадные таланты, для организации концерта. У него уже был опыт выступлений перед публикой, так как еще в Норвегии он профессионально выступал как фокусник-иллюзионист. Константин  показал офицеру-организатору концерта несколько фокусов и был включен в программу, благодаря выступлению  в которой  имел большой успех. Как же он сожалел, что с ним не было его верной подруги – балалайки: еще живя в Норвегии, он научился играть на ней и на всю жизнь полюбил этот самый что ни на есть русский музыкальный инструмент. К слову сказать, Константин был одним из исполнителей знаменитого до сих пор в Европе Норвежского балалаечного оркестра.

Балалаечный оркестр. Норвегия. Запись на радио. 1955 год. Фото из семейного архива.

Полтора месяца спустя Константин получил свой первый трехдневный отпуск и поехал в Штутгарт, навестить свою тётю. Она и купила ему балалайку.

Через некоторое время он принял участие в конкурсе талантов, проходившем на его военной базе. Пройдя все туры соревнования,он занял первое место как лучший исполнитель на музыкальном инструменте. После этого его включили в состав особого армейского подразделения USO. 

Их группа, состоявшая из талантливых людей разных направлений, стала гастролировать по всем американским военным базам Германии. Перед каждым выступлением Константин рассказывал солдатам об истории балалайки, ее необычной форме, ее уникальном месте в русской культуре. И ведь таким образом он,сам того не осознавая, популяризировал  свою историческую Родину, никогда им невиданную…

Когда под его нежным прикосновением балалайка начинала лирически плакать или бравурно звенела в старинном русском военном марше, зал замирал. Армейские газеты, такие как, например «Stars and Stripes», публиковали статьи о нем, печати множество фотографий. Константин стал узнаваемой персоной. Однажды на вокзале в Берлине, когда поезд с бригадой артистов прибыл для очередного концерта, их встречали необыкновенно торжественно – с духовым оркестром а  толпа солдат, стоявших на перроне, узнала его, бурно приветствовала, выражая неподдельный восторг и симпатию.

Американский генерал поздравляет победителя армейского музыкального конкурса Константина Пио-Ульского. 1959г. Фото из семейного архива.

В том же 1958 году Константин принял участие еще в одном специальной конкурсе на лучший всеармейский талант в городе Хоффенфелец, и снова стал победителем. На этот раз свой трофей он получил из рук Элвиса Пресли. Элвис был на несколько месяцев старше его, и так же, как и Константин, служил на одной из баз в Германии. Ему было запрещено выступать. В тот день он был членом главного жюри. Потом в солдатском клубе они вместе провели незабываемый вечер. В тайне от начальства, по просьбе Константина Элвис спел для них, а потом попросил показать ему балалайку и очень долго крутил ее в руках, недоумевая, как три струны, составляющие эту странную конструкцию, способны выражать столько чувств, олицетворяющих загадочную русскую душу.  

Год спустя Константин снова принял участие в конкурсе талантов, проходившем в роскошной гостинице Нюрнберга, в результате чего стал успешным еще в одной категории – фокусах. В начале он выступил с концертом как прошлогодний победитель, а затем принял участие в состязании фокусников-иллюзионистов. И – снова стал победителем. В тот вечер он четыре раза поднимался на сцену для получения призов  в различных категориях. Зал аплодировал ему.  А затем, как и положено, состоялся банкет и танцы. 

В жюри на этот раз присутствовала голливудская звезда Оливия де Хэвилленд: звезды тоже посещали армейские базы, давали концерты, поднимая патриотический дух солдат. Константин пригласил Оливию на танец, во время которого сделал ей какой-то комплимент. Оливия, рассмеявшись, сказала, что сегодня его вечер и он превзошел ее своей популярностью. 

Константин Пио-Ульский показывает фокусы на одном из армейских концертов. 1959г. Фото из семейного архива.

 Между гастролями же продолжалась армейская служба, сложная, с долей зависти, ревности, порой, и мести, а также несправедливых придирок. Особенно лютовал его непосредственный сержант. Противоречивые чувства обуревали этим человеком. С одной стороны, он очень гордился тем фактом, что такая знаменитость служит под его началом, но с другой, – когда Константин после многодневных гастролей возвращался в свою часть, сержант вне очереди ставил его на самые неприятные работы, вплоть до чистки уборных.

Однажды произошел особенный случай. Для главного военачальника американских войск в Европе, генерала О’Мара, в Штутгарте, где размещался Главный штаб американской армии, устраивали банкет. Полковник из его окружения, большой любитель балалайки и страстный поклонник таланта Константина, рассказал о нём генералу. Тот изъявил желание послушать балалайку на банкете. Полковник отправил маленький самолет за Константином. Но на базе под Нюрнбергом не было аэродрома. В то утро взбешенный до крайности сержант вызвал Константина и на повышенных тонах, перемешивая ругательства и проклятия, сказал ему примерно следующее: “Кто ты такой, что ты себе позволяешь, что нам из-за тебя нужно сделать, чтобы твоя задница перелетела отсюда в Штутгарт? ОНИ  хотят, чтобы я сдвинул все танки, чтобы САМОЛЕТ приземлился и забрал ТЕБЯ!”, – и так далее. И все  в нецензурных выражениях.

В итоге сержант заставил Константина одного двигать все танки и очищать площадку для самолета. Когда же  в смокинге и с балалайкой в руках он появился в дверях казармы, все сослуживцы встретили его выход радостными криками восторга и поддержки.

Концерт вызвал громадный фурор. Генерал был очень доволен, хвалил полковника, лично благодарил Константина. Но тому предстояло возвращаться к разъяренному начальнику, опять двигать танки и снова нести наказания. Вот такой была цена творческих побед!

Восемнадцать месяцев из всей армейской службы Константина были сплошным триумфом. Этот человек обладал бесспорным талантом, внешней красотой, элегантными манерами, профессиональным умением держаться на сцене. Задушевность его исполнения, чувства, которые он вкладывал в каждую мелодию, заставляли замирать тысячный зал. А каждое выступление было очередной победой русской балалайки. Это была своеобразная пропаганда Русской культуры. 

Константин Пио-Ульский на концерте. 1999 год. Фото из семейного архива.

В настоящее время кажется очень странным такой успех Константина и русской музыки, успех балалайки – символа России. А в те годы было все по-другому. Существовала иная политическая конъюнктура. Еще недавно закончилась самая страшная в истории война, где Россия и Америка выступали союзниками против общего врага. Россия и все русское было очень популярно и в самой Америке, а  среди военных – тем более, даже несмотря на начавшуюся уже холодную войну.

Вот так русский молодой человек русской музыкой развлекал и покорил всю американскую Армию!

…В свои 88 лет Константин Антониевич продолжает виртуозно играть и на балалайке, и на рояле. Меня могут упрекнуть в пристрастности, но на YouTube по запросу Konstantin Balalaika Solo Concert 1999 можно легко найти запись одного из концертов и насладиться музыкой в исполнении Константина Пио-Ульского.

 

На снимке вверху: Константин Пио-Ульский (крайний слева)  с сослуживцами. 1959 год. Фото из семейного альбома.