Поздравительные открытки отца Киприана

Поздравительные открытки отца Киприана

Семейные воспоминания о руководителе иконописной мастерской Свято-Троицкого монастыря

Если считать три переизданные открытки с повторным рисунком, но разными номерами на обратной стороне, число выпущенных Свято-Троицким монастырем в Джорданвилле поздравительных открыток стандартного формата (3,5 х 5,5 дюймов) достигает сотни. Все они, за исключением лишь одной, воспроизводят рисунки архимандрита Киприана (Пыжова). Та, что является исключением, была нарисована о. Алипием (Гаманович) – талантливым иконописцем, учеником о. Киприана. Глядя на нее, можно лишь пожалеть, что это единственная его работа, запечатленная на открытках монастыря.   

Свои первые шесть поздравительных открыток – четыре Пасхальных и две Рождественских  – о. Киприан издал в 1954 году. Все они без подписи, но по стилю работы сомнений в их авторстве не возникает. Эти шесть открыток – единственные с закругленными углами. В те годы в Америке такой формат имел определенную популярность среди издателей открыток. Согласно информации, опубликованной Р.В. Полчаниновым, тираж каждой открытки составлял 3000 экземпляров.

В последующие годы о. Киприан начал ставить на открытках свои инициалы и во многих случаях указывал год, когда был сделан рисунок. До 1960 года он подписывал свои работы инициалами «И.К.» (Иеромонах Киприан). В 1960-ом он был возведен в сан архимандрита и, следовательно, изменил подпись на «А.К.». 

Такие открытки стандартного размера издавались монастырем до 1983 года. Они продавались к праздникам у свечных ящиков во многих американских приходах Русской Православной Церкви Заграницей, а также в других странах. Например, в моей коллекции есть открытки, посланные из Франции и Канады. Интересно, что на одной из них стоит ручная надпечатка, сделанная по-французски: «В пользу Союза Русских Инвалидов». Видимо, они перепродавали эти открытки с небольшой накруткой в цене. 

Судя по обратной стороне всех этих открыток, совершенно очевидно, что они предназначались для посылки по почте в виде открытых писем. Однако мало кто пользовался этой возможностью. Люди обычно писали свои поздравления, пересекая вертикальную разделительную черту открытки, и даже поверх слов “Post Card” и рамки места для марки. Затем они запечатывали открытку в конверт и так посылали ее по почте. Кстати, вся братия монастыря, использовавшая эти открытки, и даже сам о. Киприан, делали то же самое. У меня есть  две открытки, посланные о. Киприаном моему дедушке Николаю Дмитриевичу, написанные его быстрым, размашистым почерком поверх напечатанных почтовых надписей.  И тем не менее, именно в виде почтовых открыток эти поздравления печатались почти тридцать лет, прежде чем монастырь решил наконец перейти на издание складных карточек для пересылки в конвертах. Отметим, что и все остальные издатели – Мартьянов, Яременко, Луч, Подушкин и другие – поступали точно так же, невзирая на явное предпочтение клиентов, включая самих себя. Вот что значит привычка!

Глядя на  быстрый,  размашистый почерк о. Киприана, сразу вспоминаю его самого. Ведь большую часть времени, когда издавались эти открытки, наша семья жила в городе Сиракьюс, неподалеку от Свято-Троицкого монастыря, поэтому мы довольно часто ездили туда и были знакомы с его братией. Отец Киприан был невысокого роста, пропорционального телосложения и, как помнится, с очень впечатляющей бородой. Он всегда спешил куда-то, двигался быстро, улыбался мало. Отец Киприан на самом деле был очень занят, много времени занимала иконопись: он вместе с учениками расписал 14 православных храмов. Его иконописная мастерская была постоянно занята выполнением частных  заказов на домашние иконы, так что иногда приходилось ждать больше года, прежде чем заказчик получал желаемый образ. Помимо этого, отец Киприан был воспитателем семинаристов при Свято-Троицком монастыре, духовником многих русских эмигрантов, а также монашествующих и даже архиереев. Иногда ему приходилось ездить в близлежащие приходы, чтобы совершать там службы, когда местный священник был болен или находился в отъезде. Вполне возможно, что внешняя суровость служила для него своеобразной защитой от восторженного почитания, которого он вполне заслуживал, но всеми силами избегал как неподобающего поведения  для человека, посвятившего себя монашеской жизни. 

Однако рисунки, которые он выполнял для поздравительных открыток, очень красноречиво свидетельствуют о том, что за видимой суровостью и деловитостью о. Киприана скрывалась почти детская радость и видение Божьего мира в его первозданном совершенстве.  Он любил вспоминать традиции местного населения Подкарпатской Руси, где он был пострижен в монахи. Полны радости и света его открытки с изображениями народных гуляний и семейных традиций на праздники Рождества Христова и Пасхи. Ценил он и красоту архитектуры русских православных храмов, природу. Теперь, по истечении 22-х лет после его кончины, 2-го апреля 2001 года искусство его открыток знакомит нас с этим незаурядным человеком, посвятившем себя Богу, талантливым художником, иконописцем, ярким представителем так называемой Первой эмиграции, вступившим в ряды Белой Армии в возрасте всего пятнадцати лет. Очевидно, он всю свою жизнь был идеалистом, о чем и свидетельствуют его столь милые русскому сердцу сюжеты поздравительных открыток. 

оставьте ответ