Георгиевская лента — символ русской славы

Георгиевская лента — символ русской славы

При упоминании Георгиевской ленты у каждого из нас возникают свои воспоминания и свои ассоциации. Кто-то вспомнит о редкой фамильной реликвии – старом солдатском «Егории» или может офицерском Георгиевском кресте – самой престижной награде Русской императорской армии. У кого-то перед глазами появятся картинки музейных экспонатов с георгиевским оружием прославленных российских героев минувших эпох. Кто-то расскажет об орденах Славы с георгиевской лентой на груди фронтовиков – ветеранов Великой Отечественной. Кто-то добавит, что видел георгиевские ленты на гвардейских знаменах и на матросских бескозырках на военных парадах в современной России. Наконец, кто-то скажет, что для него георгиевская ленточка ассоциируется с движением «Бессмертный полк», акции которого в разных странах ежегодно проходят к Дню победы.

В общем, ассоциаций много. И, увы, сегодня они не только положительные. В некоторых постсоветских странах Георгиевская лента попросту запрещена. Но можно ли запретить или отменить русскую историю? И не слишком ли от многого сегодня русских заставляют отказаться? Отказаться от своей многовековой истории, от славы своих дедов и прадедов или даже от своей православной веры? Ведь георгиевская лента связана с именем и подвигом одного из особо почитаемых христианских святых – великомучеником Георгием Победоносцем, День памяти которого отмечается как раз 6 мая по новому стилю.

Стоит напомнить, что Георгиевская лента в России является ровесницей и неизменным атрибутом ордена Святого Георгия Победоносца, учрежденного Екатериной Второй в 1769-м году во время русско-турецкой войны для поощрения верности, храбрости и благоразумия во благо Российской империи. Лента дополнялась девизом: «За службу и храбрость!» Носилась лента в зависимости от класса кавалера: в петлице или на шее, либо через правое плечо.

Парадный портрет Екатерины II из собрания Радищевского музея г. Саратова. Неизвестный художник с работы Ф.С. Рокотова, вторая половина XVIII века. На груди Екатерины — цепь высшего российского ордена Св. Андрея Первозванного, украшенная бриллиантами. Рядом с ней — звезда и оранжево-черная лента ордена Св. Георгия.

Орденский статут 1769 года содержал следующее описание ленты: «Лента шёлковая о трёх чёрных и двух желтых полосах».Однако, как показывают изображения, на практике уже изначально использовался не столько жёлтый, сколько оранжевый цвет (с геральдической точки зрения и оранжевый, и жёлтый — лишь варианты отображения золотого). Статут 1913 года гласил: «Лента о трёх чёрных и двух оранжевых полосах, носимая через правое плечо».

По одной из исторических версий, чёрный цвет означает дым, оранжевый — пламя, таким образом подчеркивая, что этот боевой символ «соединяет цвет пороха и цвет огня». Однако видный специалист по русской фалеристике, сын русского офицера, эмигрант и военный герой Франции Серж Андоленко указывает, что чёрный и жёлтый цвета, собственно, лишь воспроизводят цвета государственного герба: чёрный двуглавый орёл на золотом фоне. Изображение Георгия как на государственном гербе, так и на самом кресте (награде) имели те же цвета: на белом коне белый Георгий в жёлтом плаще, убивающий копьём чёрного змея, соответственно белый крест с жёлто-чёрной лентой.

В некоторых случаях Георгиевская лента использовалась как аналог соответствующей награды — ордена Св. Георгия, Знака отличия Военного ордена и Георгиевского креста. В тех случаях, когда кавалеры Знака отличия Военного ордена не могли получить сам Знак (например, во время обороны Севастополя в 1854-1855 гг.), они носили на форме Георгиевскую ленту. В годы Первой мировой войны Георгиевские кавалеры также носили Георгиевскую ленту в зимнее время поверх борта шинели.

В годы Гражданской войны Георгиевская лента сохранялась в наградных системах Белых армий. Она использовалась на почётной награде Добровольческой армии — знаке «За ледяной поход» и награде Восточного фронта, знаке «За великий Сибирский поход». Георгиевские цвета (георгиевские банты, шевроны, ленты на головных уборах и знамёна) были приняты и в других белых формированиях. А позднее Ленту ордена Святого Георгия можно было встретить и в символике русских эмигрантских организаций, таких как РОВС (Русский Обще-Воинский Союз).

Георгиевские кавалеры в Сан-Франциско. 1960-е годы.

Во время Великой Отечественной войны, когда немецкие войска стояли под Москвой и у берегов Волги, советские власти пошли на ранее немыслимый шаг, на возрождение георгиевской символики – например, в виде гвардейской ленты на матросских бескозырках.

Кроме того, шёлковая муаровая лента с пятью продольными равными по ширине чередующимися полосками — три чёрного и две оранжевого цвета, с краями окаймлёнными узенькими оранжевыми полосками – стала прилагаться к боевым советским наградам: медали «За победу над Германией», к ордену Славы всех степеней, медали «За взятие Берлина», а также к некоторым юбилейным наградам.

Орден Св. Георгия (кресты, лента и звезда), вторая пол. XVIII – первая пол. XIX вв. Золото, эмаль, муаровая лента. (Оружейная палата) // Комплект открыток «Ордена России». Государственные музеи Московского Кремля. Москва: Издательство «Правда», 1991.

Гвардейская георгиевская лента возродилась, словно птица Феникс, и стала символикой на парадах Победы в Москве в 1985 и 1990-м годах. А после распада СССР Гвардейская георгиевская лента стала широко популярной благодаря известной акции памяти «Георгиевская ленточка». В современной России она официально является национальным символом воинской славы.

В некоторых странах Восточной Европы, ранее входивших в состав Российской империи, а также Советского Союза, ношение Георгиевской ленты запрещено, оно карается штрафами и даже тюремным заключением. В других государствах, таких, например, как Грузия и Казахстан, ее ношение формально не запрещено, но далеко не безопасно. У нас, в Соединенных Штатах, разумеется, таких запретов нет. Слишком многое в истории Русского зарубежья связано с Георгиевской лентой. Хотя уже сегодня некоторые дальние потомки георгиевских кавалеров предлагают отказаться от этого «скомпрометированного российского символа» и стыдливо прячут Георгиевскую ленту в самые дальние домашние шкафы, а то и вовсе выбрасывают за ненадобностью.

Но как тут не напомнить Екатерининский Георгиевский статут 1769 года, в котором было сказано «Сей орден никогда не снимать, ибо заслугами оный приобретен». Кроме того, существовала традиция, что после смерти владельца награды Георгиевская лента передавалась по наследству, однако в случае совершения постыдного поступка могла быть изъята у владельца. Не оказаться бы и нам Иванами родства не помнящими, у которых этот символ русской славы будет изъят самой историей за недостойное памяти предков поведение.

Подпись к верхнему снимку: 2 ноября 1971 года на Сербском кладбище (Serbian Cemetery) в окрестностях Сан-Франциско (шт. Калифорния, США) был освящён и торжественно открыт памятник Георгиевским кавалерам Императорской России. Установка этого памятника стала возможна благодаря инициативе и трудам членов Союза Георгиевских Кавалеров в Сан-Франциско, решивших таким образом отметить 200-летнюю годовщину основания ордена Святого Великомученика и Победоносца Георгия Императрицей Екатериной Великой. Впоследствии рядом с памятником Георгиевским кавалерам был погребен и его создатель – архитектор Борис Александрович Хошев (1898-1978), ротмистр 5-го гусарского Александрийского ЕЯ ВЕЛИЧЕСТВА Государыни Императрицы Александры Федоровны полка, участник Первой мировой и Белого движения (в составе ВСЮР).

Источник: https://pereklichka.livejournal.com/2621424.html