Третий Фестиваль русских театров США «Ваш выход!»

Фрагмент спектакля «Поезд Одесса-Мама». Фото Вадима Массальского.

Нынешний театральный фестиваль в Вашингтоне уже третий, начиная с 2018-го года. И первый – постпандемийный. Председатель оргкомитета Галина Вербицкая, она же руководитель столичного русскоязычного театра «CapitalKapustnik», рассказывает, что в нынешнем фестивале хотели принять участие гораздо больше театральных коллективов со всей Америки. Однако из-за антиковидных карантинных проблем трудно было заранее арендовать театральные площадки, согласовать творческие планы каждого самодеятельного коллектива, всех оповестить. В этот раз получилось принять на фестивале только девять коллективов: один из Бостона, один из Техаса, три из штата Вашингтон и четыре из Мэриленда.

Отголоски пандемии дали о себе знать и в репертуаре нынешнего фестиваля. Например, «Театр33» из Сиэтла (штат Вашингтон) представил на суд зрителей камерный спектакль-инсценировку по прозе и поэзии Марины Цветаевой «Мать и Музыка», где заняты всего три актрисы. Марианна Чеботарева рассказала мне, что когда во время карантина в Сиэтле все было закрыто, ей самой (профессиональному режиссеру, которая училась в Киеве и работала в родной Одессе) пришлось сыграть в этом спектакле роль главной героини. Хотя обычно, призналась Марианна, она предпочитает не выходить на сцену.

Марианна Чеботарева в роли Марины Цветаевой. Фото Сергея Москалева.

«Сейчас, к счастью, ограничения снимаются, – говорит Марианна Чеботарева. – Дома мы строим свой собственный театр. А часть пьес ставим на английском языке или используем субтитры, когда это возможно. Вот почему к нам идут зрители из двуязычных семей».

К сожалению, мне, как, наверное, и многим зрителям, не удалось посмотреть все спектакли – ведь фестиваль шёл три дня на разных сценических площадках «большого» Вашингтона. Прекрасные отзывы пришлось слышать о таких постановках, как мюзикл «Мушкетеры или Дело не в подвесках» (театр «CapitalKapustnik», режиссер Галина Вербицкая) или трагикомедия по пьесе Михаила Булгакова «Зойкина квартира» (театр-студия «Эксперимент», режиссер Ирина Рогозина). Но, как обещают и режиссеры, и актеры — будут еще новые показы этих спектаклей.

О двух премьерных постановках, которые мне довелось увидеть, хочется сказать особо.

 

САМАЯ ДРЕВНЯЯ АНТИВОЕННАЯ ПЬЕСА

Прежде всего символично, что закрывался фестиваль классической антивоенной комедией «Лисистрата» древнегреческого комедиографа Аристофана. Напомню, что речь в ней идет о «женском бунте», когда женщины всех городов Эллады, включая жительниц, казалось бы, непримиримых врагов — Афин и Спарты, объединились и отказались исполнять свой супружеский долг до тех пор, пока их мужья-воины не положат конец многолетнему кровопролитию.

Поставил этот спектакль режиссер Балтиморского любительского театра «БХАТ» Леонид Степанов. Сам он человек профессиональный и опытный – в СССР много лет работал в театре и на телевидении. А еще – мастер на все руки. Например, декорации для спектакля сделал своими руками. Леонид рассказал мне, что его труппа начала репетиции еще задолго до полномасштабного вторжения России в Украину, но сейчас тема войны и мира стала, увы, еще более актуальной. И хотя сам спектакль (если судить по костюмам, декорациям, языку) поставлен в классическом антураже древней Пелопонесской войны, он совсем не выглядит гротескным, когда над афинским Акрополем вдруг появляется современный плакат: «Нет войне!».

Вот уже больше двух тысяч лет люди в разных странах мира смотрят эту пьесу, негодуют, смеются, плачут и… продолжают искать чудодейственное средство, которое поможет навсегда покончить с войной.

– Вы считаете, что искусство сегодня может остановить войну? – спросил я режиссера Леонида Степанова сразу после премьеры спектакля, за кулисами сцены.

Режиссер Леонид Степанов с актрисами театра «БХАТ». Последние наставления перед началом спектакля. Фото Сергея Москалева.

– Нет, остановить не может, – с грустью ответил Леонид. – Но оно может помочь остановить войну. Ведь люди в театре не просто смотрят шоу, они задумываются…

Коллектив «БХАТа», как и все другие на фестивале, многонациональный. В нем есть уроженцы Киева, Москвы, Петербурга, Одессы, Херсона. И они, как и другие самодеятельные актеры, среди которых – и студенты, и пенсионеры, и инженеры, и бизнесмены, активно участвуют в благотворительных акциях в помощь украинским беженцам, украинским больницам. Причем, делают это адресно.

Например, как рассказал Леонид Степанов, его актеры специально собрали деньги для покупки спасательного беспилотника, который используется для поиска людей под завалами. Кстати, часть средств, собранных на нынешнем фестивале, пойдет на помощь детям Украины.

Музыкальный дуэт Анны Куснер и Петра Омельченко также снялся в спектакле «Лисистрата». Фото Сергея Москалева.

«ПОЕЗД «ОДЕССА-МАМА»: ОСТАНОВКА В ВАШИНГТОНЕ

Еще один фестивальный спектакль – комедия «Поезд Одесса-Мама», поставленный режиссером театра-студии «Удачная Компания» Максимом Гороховым, тоже можно назвать антивоенным. Хотя в нем, кажется, ни разу не звучит слова «война», а наоборот много шуток, смеха – в основе его лежит внешне водевильная, но, как оказывается очень поучительная и лирическая любовная история случайных пассажиров поезда: еврея из Одессы Михаила Моисеевича Мухинзона и украинки из Львова Натальи Тарасовны Горобец.

В этой фестивальной постановке тоже были заняты в основном самодеятельные актеры, для которых репетиции в театре начинаются вечером, после трудного рабочего дня и семейных забот. Например, Люба Биргер, которая играет в спектакле роль Натальи Горобец, призналась мне после премьеры, что сильно переживала, потому как в этой постановке в первый раз в своей жизни вышла на сцену. И тем дороже для нее были аплодисменты вашингтонской публики.

Украшением спектакля стала записанная по Скайпу роль народной артистки России Ольги Волковой, сыгравшей вездесущую, сверхзаботливую «еврейскую маму». И, конечно, как всегда с восхищением был встречен выход на сцену в небольшом эпизоде народного артиста Грузии, недавно отметившего 70-летие своей театральной деятельности, Бориса Казинца.

Изначально спектакль «Поезд Одесса-Мама» по пьесе одесских драматургов Александра Тарасуля, Евгения Хаита и Виктора Явника был поставлен в Украине более 7 лет назад. Он объездил почти все города страны. А за исполнение главной роли Миши Мухинзона Олег Филимонов был удостоен звания народного артиста Украины. Как рассказывают, очередной аншлаговый спектакль должен был состояться 24 февраля 2022 года в Харькове. Но в этот день Харьков бомбили.

«А потом, в июне, не стало Русланы Писанки, заслуженной артистки Украины, игравшей в спектакле одну из главных ролей, – вспоминает Максим Горохов. – И авторами было решено спектакль пока не восстанавливать, однако они дали согласие, чтобы сейчас «Поезд Одесса-Мама» сделал новую остановку уже в Вашингтоне».

Как показал фестиваль, остановка эта – наверняка не последняя. Будем надеяться, что этот «поезд» только начинает свое большое путешествие по городам и театрам Америки. А еще, приоткрыл творческий секрет режиссер Максим Горохов, у этой истории, по замыслу авторов-драматургов, может появиться неожиданное продолжение.