Египет #15

Египет

Аста Аристова

Египетский музей-3
Сокровища Тутанхамона

О Тутанхамоне столько написано, что повторять не буду. Все преметы, найденные в гробнице, находятся в Египетском музее Кира. И количество, и богатство их ошеломляет. То, что привезли в США в 1978 г. – малая толика всего того, что хранится в музее.

Напомню: гробницу Тутанхамона обнаружил в 1922 г. английский археолог Ховард Картер. Она находилась в стороне от других фараоновских гробниц и, по-видимому, предназначалась для какого-то вельможи. Тутанхамон умер внезапно в 18 лет, поэтому ему не успели приготовить гроницы, подобающей фараону.

Тщательный осмотр останков показал, что череп молодого фараона пробит сзади и, вероятно, он погиб от руки убийцы, подосланого жрецом Ай. Ай жаждал власти, но, чтобы стать фароном, он должен был жениться на царской особе, а Анхесенамон – единственная дочь Ахнатона была уже замужем за Тутанхамоном. И супруги были счастливы.

Тутанхамону было всего лет 9-10, когда он пришел к власти в 1334 г. до Р.Х. Он занимался охотой, играми и принимал участие в религиозных ритуалах. Он известен как один из самых незначительных правителей за всю
историю Египта. И поэтому, увидев его богатства, я спросила: “Не являются ли все эти сокровища своего рода искуплением вины со стороны Ай?” “Нет! – ответила Тони. – У других фараонов было еще больше”.

Как обнаружили убийство, какова была реакция бедной Анхесенамон – история умалчивает. Известно только то, что Ай добился своего: он женился на вдове, стал фараоном, но царствовал недолго. Он был в преклонном возрасте и вскоре после воцарения умер, и на его место стал вое начальник Хоремхаб.

Тутанхамона похоронили по всем правилам. Ведущую роль в погребении, вероятно, играл Ай. Процесс мумифицирования продолжался 70 дней. Внутренние органы изъяли и положили в соляной раствор в канопы – специальные сосуды в виде миниатюрных гробов. В данном случае – это маленькие золотые гробы с инкрустацией самоцветами, с крышками в форме головы Тутанхамона.

Маска Тутанхамона

Канопы поставили в деревянную раку, покрытую позолотой, сплошь украшенную тонкими по работе барельефами из жизни царствующей четы: супруги отдыхают, беседуют, приносят жертву богам и т.п. Под самой крышей раки тянется фриз из голов кобр, с первого взгляда похож на гофрированную ткань. Вокруг раки – красивые статуэтки четырех богинь: Исиды, Нефтис, Нейт и Селкет. Статуэтки деревянные, покрытые золотом, и только глаза и брови обведены черной краской. Руки богинь распростерты, как бы охраняя раку. Самое интересное здесь – реализм. В фигурках замечательно переданы детали плиссированной ткани, контуры тела и складки на шее. Три богини повернули головы, что делает их еще изящнее и более женственными. В то время было принято ваять статуи так, чтобы голова стояла совершенно ровно и глаза смотрели прямо, а тут только Исида смотрит на стенку перед собой, а другие как
бы через плечо, и это придает их позе естественность.

Во время бальзамирования тело фараона лежало на трех разных кроватях-катафалках, представляющих собой будто спины двух рядом стоящих животных женского пола. Каждая из четырех ножек кровати состоит из двух рядом поставленных ног животного. Тело клалось головой к хвостам, а ногами – к головам. Ножки кровати поднимаются столбиками над кроватью, и у изголовья изображены хвосты, а у ног –головы.

Итак, Тутанхамон лежал на спинах лошадей, пятнистых антилоп и львиц. Самые замечательные – львицы. Лев был личным стражем фараона, поэт ому на концах ручек трона – головы львиц. Они смотрят прямо, зло и вызывающе, готовые в мгновенье ока броситься на любого, кто посягнет на царскую особу. А вот на катафалке – те же львицы плачут. У них из опущенных глаз льются слезы из синего ляписа-лазурита. Львицам стыдно, что они не смогли уберечь своего господина.

Закончив бальзамирование, тело завернули в льняные полотнища, надели на лицо золотую маску и погрузили на сани, и самые высокопоставленные лица тащили их в гробницу. В гробнице произошла последняя церемония – открытие рта и глаз, дабы тело могло чувствовать, и душа могла в него вернуться. Затем тело положили в гроб из чистого золота весом в 450 фунтов и 6 футов длиной с инкрустацией из ляпислазурита, бирюзы и сердолика. Этот гроб считается непревзойденным шедевром ювелирного искусства. Гроб представляет завёрнутое тело фараона. На голове у него немис, и на лбу на немисе – головы грифа и кобры. На две головы плачущая Анхесенамон повесила венчик полевых цветов – ее последний дар мужу.

Золотой гроб положили в деревянный, покрытый золотом с вкраплением блестящей стеклянной массы. Этот гроб поставили в третий, тоже деревянный, тоже покрытый золотом и, наконец, тело в трех гробах опустили в каменный
саркофаг.

Над саркофагом поставили золотую раку. Она, как шатер, покрывала его. В эту же раку внесли меньшую с канопами и разместили вокруг нее четырех богинь – по одной с каждой стороны. На раку надели вторую, затем третью, таким
образом, заполнив почти все место в погребальной комнате. И раки сверху донизу покрыты золотыми барельефами из жизни супругов. Работа изумительно тонкая с деталями одежды, цветов, растительности и мебели. Потом помещение замуровали и настолько тщательно, что воры его так и не нашли, и погребальная комната представилась глазам Картера в первозданном виде, хотя воры разбросали и поломали личные вещи Тутанхамона в других трех помещениях.

Неизвестно, что именно унесли воры, но исчезли золотые статуэтки Тутанхамона и его жены, находившиеся в небольшой золоченой раке. От ног статуэток остались следы на полу ее. Все алебастровые сосуды – красивые, прозрачные и тонкие, как настоящие цветы, оказались пустыми. Из них вылили благовонные масла, некоторые из масел в те времена были дороже золота.

Тутанхамон и Анхесенамон (справа). Фрагмент спинки золотого трона Тутанхамона