От эгоцентризму – к экоцентризму

От эгоцентризму – к экоцентризму

Экономические взгляды и теории, известные из истории человечества, можно разделить на два основных направления. Их понятийная основа была заложена еще в античное время, но  не утратила актуальности и  в наши дни.

В IV веке до н. э. Аристотель выделил два разных вида распределения благ в обществе. Систему, целью которой является удовлетворение человеческих потребностей, Аристотель называл экономикой. В этом понимании экономика являлась  системой развития людей и человека как части мира. Тем  же, чем в наше время обычно понимается система производства и продажи товаров и борьбы за прибыль, ориентированную на безграничный рост. Эллинская мысль нарекла это словом «хрематистика», предупредив, что она губительна для общества.

Сложившаяся в наше время глобальная рыночная система близка к хрематистике и это, скорее всего, пагубная форма хозяйствования… Какими могут быть альтернативные пути развития, которые помогут нам приблизить решение социальных и экологических проблем современности?

Понятие экономики и экологии имеет общий корень в  древнегреческом языке, означающем “дом”, экос. История этого определения восходит к Домострою Ксенофонта Афинского  и означает в буквальном смысле правила управления домашним хозяйством. Проще говоря, это отношение к природе, культуре, человеку как к Дому.

“Я не один, пока я с вами,

Деревья, птицы, облака.“ 

Л. Завальнюк

Эта система знаний ориентирована на общественно полезное созидание. Такая система имеет в своей основе внеэкономические по своему существу цели и нравственные начала,ведь нравственность – это основа экономических отношений.

Аристотель сравнивает богатство с орудиями, которые мы избираем в качестве средств для преследуемой цели. Под богатством Аристотель понимает «накопление хозяйственных благ, необходимых для жизни и полезных для государственного и домашнего общения». Нравственно только то, что необходимо для цели, которой подчинено богатство. Есть прекрасный исторический пример таких экономических взаимоотношений — это тот тип экономики, в условиях которого возникло Возрождение: «И над всем царила династия Медичи. … Просвещенные деньги – это когда банкиры, предприниматели делали деньги для того, чтобы дать их тем, кто создает бессмертие. Эти деньги не уходили в карманы бездарям и проходимцам, а служили основанием для творения золотого фонда мировой культуры, золота бессмертия, потому что сами Медичи были такими же великими людьми, как Боттичелли, Микеланджело или Леонардо да Винчи – флорентийцы». Надо уточнить, что “бессмертие” – это, конечно, сохранение себя через культуру, искусство, веру в себя и в прекрасное  и в себя в прекрасном, тогда когда нас в буквальном смысле уже не будет… 

Цель экономики состоит в разумном удовлетворении хозяйственных потребностей «дома» – первичной единицы общества и государства. Согласие с природой определяет в глазах античного мира  естественность экономики как формы ведения хозяйства. Нравственность, сосуществование с природой, гуманитарные цели, искусство и есть оси координат экономики в античном ее понимании. 

Цель хрематистики – служение не высшим задачам человеческой жизни, а неограниченной наживе, беспредельному приобретению. Здесь стяжание – самоцель. 

Хрематистика является своего рода «безумством» – извращенным отношением к богатству как к самоцели. Указанный феномен описывается в аристотелевской теории эгоизма. Вожделение по природе беспредельно и в удовлетворении его проходит жизнь большинства людей. На сегодняшний день хрематистика, к сожалению, стала превалировать. Главным аргументом становится движение денег – рентабельность. Получаемая прибыль считается единственным критерием эффективности. А экономика, отношение к себе и миру как к дому, исчезает… 

Основополагающая роль хрематистики в современном обществе сводится к культивированию общества потребления. Рынок воспитывает потребителя, формирует его и манипулирует им. Потребитель убежден, что, чем больше он потребляет, тем больше растет его уровень жизни. Но мы должны помнить, что на качество жизни влияет нравственное содержание, которым мы ее наполняем.  

Рейтинги стали определением качества. Уже давно не литература воспитывает людей, а  средства массовой информации. «Посмотрите, что произошло с представителями творческой интеллигенции в одномерном обществе. Если в XIX веке писатель был свободомыслящий интеллектуал, который подходил к реальности с позиций критического реализма, то теперь это просто такой же представитель рынка рабочей силы, монотонно, по заказу буржуазии, её корпораций и рыночного спроса выполняющий свою работу и получающий за это свою долю участию в «обществе благоденствия»», – пишет Герберт Маркузе.

Нередко можно услышать, что конкуренция является двигателем прогресса, что хрематистическое соревнование  является одним из мощных факторов эффективности и конкурентоспособности. Неясно, однако, можно ли рассматривать конкуренцию как безусловное благо или как необходимость. Может быть, есть возможность перехода от принципа конкуренции (кто лучший) к принципу разнообразия (чем мы разные)… 

Считается, что рынок является равновесной системой, наилучшим образом разрешающей проблемы всех его участников, руководствующихся эгоистическими (потребительскими) интересами. В результате общественные блага приносятся в жертву частным прибылям. Как следствие, стремительно растет неравенство между богатыми и бедными слоями населения, между странами, находящимися в центре мировой капиталистической системы, и странами, расположенными на ее периферии, между государствами с «хорошими», демократическими правительствами, и государствами с авторитарными режимами. 

Если в недрах массового сознания не сформируется представление о необходимости Сосуществования, Сопричастности, События для сохранения Сообщества — Сочеловечества, то мы окажемся в мире тотальной конкуренции. Но инструменты рыночных отношений не подходят для решения задач, в которых значимую роль играют качественные составляющие человеческой деятельности. Рейтинги часто беспомощны при анализе творческого труда и созидательного потенциала человека. Как могут они определить креативность поставленной задачи? Или ответить на вопрос, в чем разница между популярностью святого Франциска или, скажем, Муссолини? Оба были популярны… Только добавив нравственное измерение, можно сделать правильный выбор. В реальном мире существует не «одномерный человек», а многогранный, живой человек, руководствующийся в своем поведении многими критериями. 

Как уже говорилось выше, понятия экономики и экологии происходят от греческого слова «oίχος», означающего «хозяйство». Экология – наука об организации хозяйства на планете Земля, а экономика – правила организации этого хозяйства.

В противовес экономике-хрематистике можно ввести понятие эко-экономики – мировоззрения, интегрирующего законы природы и результаты человеческой деятельности, мировоззрения, в котором рассматривается взаимозависимость человеческой деятельности на Земле в целом.

Наиболее общий философский смысл, соответствующий современному широкому пониманию экологии как области знаний, состоит в рассмотрении закономерностей развития совокупности организмов или сообществ как единой взаимозависимой системы. 

В этом случае можно говорить об экологии языка, экологии души. Экология экономики (эко-экономика) в начале нового тысячелетия – это один из самых сложных вопросов. Во время  карантина человечество уже пережило метафорическую возможность глобальной катастрофы. Экологическая катастрофа касается не только критического состояния природы, но и культуры, языка, науки. Формируется язык глобализации, при котором английский язык становится главным языком международного общения, мультикультурным коммуникационным пространством. В этом пространстве существуют глубочайшие скрытые противоречия между либеральной культурой и традиционными ценностями. Наступили экологические пределы существующей цивилизации и необходим поиск формул экоглобализации. 

Антропоцентризм привел к социуму, вращающемуся вокруг Эго, эгоцентризм к мировоззрению потребления, и как следствие, к процессу необратимого истощения природных ресурсов. Сейчас уже природа ставит предел цивилизации частной собственности, частных интересов, безудержного потребления. Последствия нарушений природного равновесия переходят границы отдельных государств и требуют международных усилий в охране биосферы в целом. Эти важные для судеб человечества проблемы могут быть решены только путем тесного международного и  межкультурного сотрудничества.

Природа не имеет границ и природных рубежей. Проблемы мегаполисов, с точки зрения экоса Земли, – это проблемы всего человечества. Так, экологическая ситуация крупных городов оказывает воздействие на состояние окружающей среды во всем мире.

На снимке: стальной стилизованный глобус «Унисфера» высотой 43 метра в Нью-Йорке. Автор снимка Beyond My Ken.

В экономике развитие глобализационных процессов тесно связано с ужесточением на мировом рынке борьбы за контроль над природными ресурсами и информационным пространством. Вместе с тем, рыночные критерии неприменимы к экологической сфере. Природа не может быть капитализирована. Ее ресурсы, необходимые для существования биосферы и самого человечества, бесценны и небезграничны.

Одной из геостратегических задач является смена парадигм, переход от ЭГОцентричного мировоззрения к мировоззрению ЭКОцентричному. Понятия ответственности и общности должны превалировать. Интересы сообщества и принципы, соответствующие приставке «со» или «с», что значит — «вместе», должны превалировать над частными интересами и механизмами конкуренции и отбора.

Какой вектор развития хозяйственной деятельности выберет человечество в третьем тысячелетии? Вектор краткосрочных перспектив хрематистичного хозяйства, ведущего к разрушению экоса? Или вектор эко-экономики – мировоззрения «общества-дома», взаимодействующего с природой? 

Аристотель предостерегал нас от ситуации, в которой люди, руководствующиеся принципами наживы и накопления, диктуют правила хозяйственной деятельности. Современное мировое  устройство как в смысле экономическом, так и социально-политическом и тем более экологическом ставит много вопросов. Мысль о том, что рыночная модель ведет планету к экологической гибели, а мечты об «экологическом социализме» остаются только мечтами, должна сподвигнуть нас к созидательным действиям. 

По данным ООН, около 2,2 млрд человек (27% населения мира) не имеет свободного доступа к чистой питьевой воде, а более 4,2 млрд –  к канализации. Огромное количество людей ежегодно умирают от болезней из-за плохой гигиены. В процветающих странах средняя квартира расходует больше электричества, чем средненаселенная деревня в «третьем мире». Реальное распределение ресурсов из пустеющих земных недр не просто несправедливо, а чревато экологическими войнами. Таков современный фон людских устремлений. Таковы последствия глобальной хрематистики.

Необходим диалог, межкультурный диалог. Мы можем провести границы между странами или цивилизационным зонами, но мы не можем поделить атмосферу, ноосферуу и экос… 

На верхнем снимке: Дедал и Икар. Коллаж Милы Ильиной.

_______________________________________________________________________

 1. Аристотель. Политика // Сочинения в 4-х томах. М., Мысль, 1983.

 2. Ксенофонт Афинский. Сократические сочинения. СПб., 1993.

3. Волкова П. Мост через бездну. Мистики и гуманисты, Издательство АСТ, 2016.

4. Маркузе Г. Одномерный человек. М., МГУ, 1994.

5. https://washdata.org/reports