ТОРЖЕСТВО ПАМЯТИ к 50-летию со дня кончины отца Серафима Слободского

Серафим Слободский

Людмила Полчанинова- Селинская

Выступление Алексея Серафимовича Слободского

Матушка основала летний лагерь «Отрада» для детей от пяти до восьми лет и таким образом давала детям возможность заниматься на русском, петь, играть и общаться с друзьями. Позже составляла программу в лагере НОРР и всегда намечала тему для занятий в лагере, например, Пушкин, Аляска, преп. Сергий Радонежский и другие. Занимаясь детьми в лагере, она составляла «Лесную Газету», в которой были фотографии и описание всех лагерных происшествий.

Матушка очень любила читать вслух. Вспоминается случай в лагере. Матушка ходила в мужской лагерь по вечерам с фонариком читать вслух младшим мальчикам, чтобы они спокойно засыпали. Она в палатке читает, а звеновой ждет,
когда она закончит. Матушка, увлекаясь рассказом, всё продолжает читать. Всё уже совершенно тихо в палатке. Наконец, звеновой входит и говорит: – Матушка, все дети уже давно спят. Вы можете закончить.
– Да, да, – ответила Матушка, – но вот я только дочитаю до конца главы!

Между прочим, мама долго и часто читала Тане, Вере и мне, прочитав много русской литературы и классиков в русском переводе. Папе иногда приходилось её останавливать, так как у них было столько дел. Она не только детям любила читать. Матушка много лет ездила читать вслух в старческие дома на Толстовской Ферме и в Новом-Дивееве.

В 1982 г. Матушка Ёлочка издала «Азбуку» для детей. Это издание отличалось от всех других, так как оно проникнуто православным духом. Например, в иллюстрациях буква С – священник, М – молитва, Т – Троица и множество других. В конце этой книги матушка поставила красочную работу «Божий Мир» отца Серафима, о которой я раньше упоминал. Всю эту работу она делала с любовью, безвозмездно. Её работа с детьми приносила ей большое удовлетворение, поэтому она была рада и благодарна, когда был построен церковный зал и школа, давно задуманные отцом Серафимом.

Так важно помнить и почитать труды предыдущего поколения, которое оставило нам столь богатое наследие. Они были благодарны, что пережили войну и затем поселились в новой стране, создавали русские общины и хранили православную веру. А наше счастье в том, что мы унаследовали эти плоды. Как замечательно, что мы находимся
в этом чудном зале, названном в честь Протоиерея Серафима Слободского, и в вестибюле висит портрет батюшки, написанный его другом Николаем Александровичем Папковым. И ничего этого не было бы без усилий и стараний отца Серафима, матушки Ёлочки и множества преданных, истинно русских православных людей. Когда отец Серафим был ещё военнопленным в 44 году, он выписал стихотворение Майкова о счастье:

В чём счастье? В жизненном пути,
Куда твой долг велит – идти,
Врагов не знать, преград не мерить,
Любить, надеяться и верить!

Христианскую добродетель, любовь мой отец считал самым главным, и эта любовь была самым богатым даром, присущим отцу Серафиму. Когда я ухаживал за моей нынешней женой, так случилось, что отец Серафим и моя
будущая жена ехали вместе в машине. Он повернулся к ней и спросил: «Как Ты думаешь, что самое важное в жизни –вера, надежда или любовь?» Шестнадцатилетняя Маша задумалась, раз священник её спрашивает, то, наверное, он хочет услышать «вера». Она так и сказала: «Вера!»

«Нет, – сказал отец Серафим. – Самое главное в жизни – это любовь, так как без неё не может быть ни веры, ни
надежды!»

Батюшка всем своим существом воспринял заповедь Спасителя о любви к Богу и ближним, и его целостная натура эту заповедь впитала до такой степени, что исполнение ее стало как бы чертой его характера. Несмотря на его бескомпромиссность в вопросах веры, он никогда не уходил в крайности, считая, что к человеческим слабостям надо относиться с большой добротой. Легко винил себя и часто повторял: «Главное — любовь». Он всегда подчеркивал, что любовь должна быть основным фундаментом внутренней жизни каждого из нас, и указывал, что если иногда формальный подход к делу нарушает Христову заповедь о любви, решение вопроса должно следовать завещанию апостола Павла: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь, но из них больше любовь!» (1 Кор 13, 13). Поэтому законников батюшка жалел, как ущербных. Это не значит, что он поощрял беспорядок и распущенность. Образцовая организация приходской жизни во всесторонних ее проявлениях служит тому доказательством.

И как же Отец Серафим и матушка проявляли эту любовь? Молитвой, смирением, благочестием, правдою, терпением, кротостью, гостеприимством, воспитанием детей, вниманием и состраданием. А также тем, что всё, что они осуществили, они делали не для себя, но во славу Божию и на пользу ближних.

В заключение скажу о моих родителях словами святителя Игнатия Брянчанинова: «Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царства Небесного».

Отец Серафим и матушка Ёлочка с любовью служили Богу, церкви и людям. Царство им небесное!

Серафим и Елена Слободские после свадьбы