Пушкинский пасьянс

Пушкинский пасьянс

«Тройка, семерка, туз… Прощаю тебе мою смерть…» Призрак старой графини возник и скользнул по стенам старинного замка.

Она! Она!

 «Моя «Пиковая дама» в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку и туза. При Дворе нашли сходство между старой графиней и кн. Натальей Петровной и, кажется, не сердятся…». А. С. Пушкин (из дневника). 

Призрак пиковой дамы

 Театральная постановка «Пиковой дамы» в старинном подмосковном дворце, в поместье князей Голицыных — Большие Вязёмы. Ночь в музее. Именно, хозяйка имения Наталья Петровна Голицына, не иначе, и была прототипом Пиковой дамы.

 А сам дворец в Больших Вязёмах явлен читателям уже в другом произведении поэта, в романе «Евгений Онегин». Во всяком случае, многие литературоведы считают, что Пушкин вывел имение Онегина именно с голицынского дворца. 

 Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны.

Отменно прочен и спокоен,

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах

И печи в пестрых изразцах.

Дворец. Большие Вязёмы.

Портрет на стене. А кто этот прекрасный юноша?

Boris — сын Натальи Петровны…

 «Красавец, в полном цвете лет,

Поклонник Канта и поэт.

Он из Германии туманной

Привез учености плоды:

Вольнолюбивые мечты,

Дух пылкий и довольно странный,

Всегда восторженную речь

И кудри черные до плеч».

— Владимир Ленский. Это же не кто иной, как Boris!

Boris — сын Натальи Петровны… ( прототип Ленского)

Присутствие героев Пушкина, да и его самого в   Вязёмах зримо и повсеместно. Тайны и шифры. Кстати, Голицыны-то масоны. Члены масонской ложи «Палестина».

«И печи в пестрых изразцах». 

На изразцах печей  изображены ветви акации и разрезанные яблоки в капустных листьях — масонские символы. А на стенах портреты известных членов российской ложи: князей Долгорукого и Голицына, графа Строганова и других.

Всё окутано здесь тайной и пронизано мистицизмом.

Именно, на балу, устроенном князем Голицыным в поместье Вязёмы, Пушкин познакомился с Натальей Гончаровой. А Наталья Петровна Голицына, — да-да, сама Пиковая дама — была посаженной матерью невесты на свадьбе Пушкина и Гончаровой.

Детские годы Пушкин провел в нескольких верстах от Больших Вязём, в имении бабушки, в Захарово. А бабушка Пушкина Мария Алексеевна Ганнибал была в родстве с Голицыными.

Памятник юному Пушкину

Название же сельца Захарово и окрестных деревень. Пушкин ввел в текст трагедии «Борис Годунов»:

«Вот хоть отсюда свороти влево, да бором иди по тропинке до часовни, что на Чеканском ручью, а там прямо через болото на Хлопино, а оттуда на Захарьево…»

Это сцена в «Корчме на литовской границе» , когда хозяйка корчмы, объясняет Григорию Отрепьеву, как незаметно перейти границу в Литву…

Григорий Отрепьев? Самозванец? 

Да -да , а ведь он тоже стоял, однажды, с войсками в Больших Вязёмах,  да и Марина Мнишек  —  эта, по словам Пушкина  «самая странная из всех хорошеньких женщин, ослепленная только одною страстью — честолюбием, но в степени энергии, бешенства, какую трудно и представить себе», со свитой, следуя в Москву на венчание с Самозванцем,  символично пробыла в Вязёмах несколько дней. 

Символично, потому что Вязёмы оставались подмосковной  царской резиденцией  «правителя» Бориса Годунова. Здесь был и дворец, и конный двор. От тех времён сохранилась только Спасо-Преображенская церковь, возведенная царем Годуновым в 1598 году, и двухъярусная звонница.

Спасо-Преображенская церковь

Главный же усадебный дом, существующий и поныне, был построен уже в 1784 году князем Н.М.Голицыным в стиле раннего французского классицизма. После посещения усадьбы Павлом I в 1797 году дом стали именовать Дворцом. 

В разное время во Дворце бывали многие исторические личности: и М.И.Кутузов, и Наполеон, и император Николай II…

«…Туз выиграл! — сказал Германн и открыл свою карту.

— Дама ваша убита, — сказал ласково Чекалинский.

Германн вздрогнул: в самом деле вместо туза у него стояла пиковая дама. Он не верил своим глазам…В эту минуту ему показалось, что пиковая дама прищурилась и усмехнулась».

 «Старуха! —закричал он в ужасе».

 «Тройка, семерка, туз!» 

 Не тайный ли это шифр нашей истории? Карточный домик на ветру вечности, и вот, он — Пушкин — рядом, сложивший этот шифр, не разгаданный до конца,  в изломах его же  судьбы и в замыслах его же литературных творений.