Папирус – священное растение Египта

Египетский папирус. Книга мертвых.

После посещения храма Исиды мы поехали на фабрику папируса. Самой фабрики мы не видели, а сразу попали в магазин, где благообразный молодой человек, хорошо говоривший по-английски, рассказал нам о том, как делается папирус. Перед ним на столе лежало все, что нужно для того, чтобы объяснить весь процесс.                                      

Египтяне изобрели бумагу 5100 лет тому назад. Папирус считался священным растением, потому что его цветок напоминает лучи солнца, а стебель, в  разрезе, треугольник – как пирамида. Верхний слой стебля (тонкую кору) снимали и из него плели сандалии, рогожи, маты, и т.п. Внутренний мягкий стебель разрезали на тонкие пластины и клали крест- накрест. Затем раскатывали каталкой, и клали в воду на 6 или на 12 дней. Сахар в стеблях склеивал папирусные ленты, и листы делались плотными и не распадались.         

Пластины, пролежавшие в воде 6 дней, оставались беловатыми, лежавшие дольше, бурели и становились более эластичными. Вынутый из воды пласт снова раскатывали каталкой, клали между двумя слоями полотна и клали под пресс. Листы высушивали, и тогда уже на них можно было писать. Самым примитивный прессом служили камни, а когда египтяне изобрели винт – процесс ускорился.         

В принципе производство папируса не изменилось с давних времен. Пресс и каталки сейчас более усовершенствованы, даже механизированы, но насколько – нам не сказали. По видимому, это секрет. Стены магазина завешаны картинами нарисованными на белом или коричневом папирусе, причем темные листы в два раза дороже белых.

Цель посещения фабрики – чисто экономическая. Покупайте!                               

— Здесь вы можете быть спокойны насчет того, что купили настоящий папирус. На базаре или у уличного торговца вместо папируса вам подсунут банановый лист, который быстро развалится! – предупреждал продавец. 

Картины замечательные – одна красивее другой. Цены разные. Оказывается, всё зависит от художника. Может быть, картина изысканная со множеством фигур и деталей,  но создатель ее еще недостаточно известен и поэтому она дешевле похожей. Мы же особой разницы между художниками с именем и без него не видели. Среди сюжетов чаще всего встречались маска Тутанхамона и голова Нефретити. Нам особенно понравились длинные узкие папирусы с божествами.

Эти папирусы — копии, найденных в гробницах. Самой распространенной темой является «страшный суд», когда боги судят сердце усопшего. На больших весах на одной чаше стоит (вот именно «стоит», а не лежит) сердце, а на другой тоже стоит перышко правосудия. Если перо окажется тяжелее, тогда усопшего представляют Осирису. Неизвестно, что будет в противном случае. Обычно на таких рисунках чаша с сердцем чуть выше чаши с перышиком.

Египтяне изобрели иллюстрацию действия. Читать умели немногие, и простому человеку объясняли картинками. Поэтому на одной картине то же самое божество или человек может быть изображен несколько раз. При взвешивании сердца сам хозяин его стоит несколько в стороне, потом боги его ведут, а под конец, он уже перед Осирисом, в том же окружении богов. Осириса узнать легко. Он всегда в белом со скрещенными руками на груди.                                                                                                                   

Здесь же в магазине можно заказать картуш с именем. Вы выбираете готовую рамку и говорите, что вы хотите в нее вписать и один художник, по-видимому помощник, расставляет в картуше разноцветные пятна. Главный художник потом тушью на каждом пятне выводит иероглиф. Таким образом, у вас получается цветной иероглиф. Кажется, так же работали и древние египтяне. Одни только «раскрашивали»,  другие писали.