Памяти Р.В.Полчанинова: «В НАС КРОВЬ ОТЦОВ БОГАТЫРЕЙ И ДЕЛО НАШЕ ПРАВО!»

Ростислав Владимирович Полчанинов

В субботу, 8 октября, после всенощной, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, «Игумена Земли
Русской» и всея России чудотворца, представился ко Господу раб Божий Ростислав. Через несколько часов, в
русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, перед воскресной литургией, о. Серафим Ган, настоятель Св.
Серафимовского храма в Си Клиффе, где Ростислав Владимирович был прихожанином, совершил первое его
поминовение как усопшего на проскомидии.

Несмотря на 103-летний возраст, грустная весть многих удивила, так как до самого конца Ростислав продолжал
быть активным, пару дней до кончины, несмотря на смертоносное воспаление лёгких, давал интервью. Сразу
поступили сотни откликов, соболезнования, из разных стран и организаций, и многие люди писали, что «Как-то
не верится, что Слава Полчанинов может умереть!», «Казалось, он будет жить, и жить…», «Это человек-легенда»,
«Великий человек!», «Ростислав Владимирович казался нам сказочным богатырем».

Родился Ростислав в Новочеркасске 27(14) января 1919 года, во время гражданской войны, и в то время в Добровольческой армии
пели Марш Алексеевского полка, слова которого можно назвать кредо его жизни: «В нас кровь отцов –
богатырей, и дело наше право, сумеем честь мы отстоять, иль умереть со славой … Для блага Родины своей
забудем всё на свете … Господь за нас, мы победим! Да здравствует Россия!». Среди предков Ростислава
Владимировича немало героев, георгиевских кавалеров, и род столбовых дворян Полчаниновых верно служил
России полтысячелетия. Отец, Владимир Павлович, молодым офицером просился на фронт в Русско-японскую
войну, но его назначили укреплять Кронштадтскую крепость, где он отличился, за что получил дар от Государя,
который потом его пригласил к себе в Штаб верховного главнокомандующего. После большевистского
переворота 1917 Владимир Павлович вступил в Добровольческую армию, где также служил у ген. Деникина, а
потом и у ген. Врангеля в Штабе верховного главнокомандующего.

Во время отступления из Московского похода ген. Деникина зимой 1919 в нетопленных вагонах, маленький
Слава сильно заболел и был отправлен вместе с раненными на лечение в Египет с матерью и бабушкой. На
последний бой Врангель позвал всех. Вместо того, чтобы уехать к семье в Египет, Владимир Павлович просил
семью вернуться в Крым, куда сам ехал из Новороссийска. Несмотря на предупреждения русского консула, что
пока они доедут, в Крыму уже могут быть красные, они вместе с теми, кто мог вернуться в строй, поехали. В
последних боях за Перекоп был убит юный дядя Ростислава, Михаил Новгородский, который в 1917 вступил в
скаутскую дружину в Могилеве, а потом в Добровольческую белую армию. Ему полагался отпуск накануне боя,
но он от него отказался, и пал за Россию.

Белая армия, в которой участвовали все народы Российской Империи, сражалась за «Великую, Единую, и
Неделимую Россию», и с ней вместе эти народы отступили в Великом Исходе. Семья Полчаниновых была
примером такого единства. Родовой город Полчаниновых Полоцк, ныне Беларусь. Отец Ростислава был на
половину грузин, его жена была из известного грузинского рода Асатиани, он говорил по-грузински, и дружил с
«Дикой дивизией» кавказцев. Со стороны матери у Ростислава итальянская кровь Бравура-Манини, рода,
происходящего от римских патрициев Манлии. На пороге Первой мировой войны, в 1913, двоюродный дядя
Ростислава, Николай Бравура-Манини, руководящий в Вене успешной разведывательной сетью в пользу России
из славянских офицеров Австро-Венгерской армии, был арестован и расстрелян австрийцами. Пра-тётя
Ростислава, Лавиния Бравура-Манини, была героиней романа Булата Окуджавы «Путешествие дилетантов». Дядя
по браку со стороны отца был поляк, генерал Российской Императорский армии Карницкий, русофил, кавалер
многих орденов, впоследствии посланник Пилсудского Деникину и Врангелю, в штабе которых встречался с
отцом Ростислава. Узнав о предательстве Пилсудского, договорившегося с Лениным против Врангеля, он подал в
отставку. В Белой армии, Вооружённых силах Юга России (ВСЮР) было большое количество украинцев, и
солдаты и офицеры и на родине, и на чужбине вместе пели украинские песни, и никто не делился на
великороссов-малороссов-белорусов. То, что Ростислав был из такой семьи и вырос в такой среде сильно
повлияло на его мировоззрение и работу.

Покидая Крым белые не «бежали», как внушала всем советская пропаганда, а отступали с оружием в руках чтобы
продолжить борьбу. «Борьба за Россию еще не окончена, она приняла лишь другие формы…» – потом заявил ген.
Врангель. И этой борьбе Ростислав Владимирович посветил всю свою жизнь.16 ноября 1920 года из Севастополя
через Константинополь Полчаниновы уехали в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года —
Королевство Югославия), и в 1922 году поселились в Сараеве, где Слава вырос, ходил в русский детский сад,
начальную школу и гимназию.

Когда ген. Врангель посетил Сараевский кадетский корпус 22 сентября, 1922, Славу, как самого младшего в
детском саду, выбрали его приветствовать с букетом цветов, сказав: «Вот Тебе, дядя, от русских детей».
Высоченный генерал взял малыша на руки и поднял высоко над головой, и Славе показалось, что он летит… Это
был первый раз, когда Ростислав публично выступил, а таких случаев в его жизни было масса. И он всегда, до
конца жизни, говорил экспромтом, «без бумажки». С самых ранних детских лет, слушая рассказы друзей отца,
Слава мечтал быть кадетом и встать в строй. Но когда пришло время записываться, Сараевский кадетский корпус
закрыли, и Славе пришлось идти в местную югославскую гимназию, а высшее образование он закончил на
юридическом факультете Белградского университета.

«Место в строю» Ростислав нашёл в скаутразведческом движении, которое выехало на кораблях Великого
Исхода, а потом и в Национальном Союзе Нового Поколения — детей Белых офицеров, членов Русского Обще-Воинского Союза (РОВС), которые готовились продолжать борьбу за Россию, о которой говорил Врангель.

Ростислав и его друзья, Борис Мартино и Святослав Пелипец, сначала, в феврале 1931, записались в Югославские
скауты, так как в Сараево русских скаутов не было, но узнав из журнала «Нови скаут» о русских скаутах стали
одиночными русскими скаутами, и в апреле 1931 вступили в Национальную организацию русских скаутов НОРС,
под руководством Олега Ивановича Пантюхова, основателя российского скаут-разведчества в 1909, и быстро
развили работу в Сараево. К ним примкнул босниец-мусульманин Малик Мулич, который так хорошо научился
говорить по-русски, что все думали, что он русский татарин. Этих знаменитых «Сараевцев», ставших ядром
развития скаут-разведчества в Зарубежье, о которых Ростислав Владимирович написал книгу «МЫ-Сараевские
скаут-разведчики, дети Белого движения», стали называть «Полчано» (Полчанинов и Мартино) и «Мулипец»
(Мулич и Пелипец). И здесь, тоже, надо отметить, что Мартино – итальянского происхождения, а Мулич –
мусульманин, и вместе они были русскими разведчиками, у которых девиз был Всегда Готов! а клич, За Россию!
В Сараево Ростислав также познакомился с украинцами, чьи предки-униаты были переселены австрийцами из
Галиции в Боснию в конце XIX века в надежде с их помощью переводить в греко-католичество православных
подданных — румын и сербов. Когда с этими детьми Ростислав стал заниматься скаутской работой, одновременно
изучая украинский язык, который дети забывали, пел с ними украинские песни, и они с Борисом начали издавать
журнал «Розвiдчик», дети и родители были в восторге, но их униат-священник, видя куда такое общение ведёт,
постарался положить этому конец.

Поддерживая всё русское, разведчики также стали членами общества «Русский сокол», часть панславянского
движения, и когда обще-сокольский слёт проводился в Сараево в 1934 устроили русским соколам блестящую
встречу с цветами и приветствиями «Живела Русия!» (Да здравствует Россия!), которое подхватили все
присутствующие. Сараевцы в разных концах Югославии устраивали летние скаут-разведческие лагеря, слеты,
выставки, принимали участие в курсах, сначала у югославских скаутов, потом устраивали свои. Ростислав вместе
с Борисом Мартино издавали рукописные журналы, сочиняли песни, и разрабатывали методику подготовки
скаутских вожаков и руководителей. Ростислав написал пропагандную листовку «Что такое разведчество», что
сыграло значительную роль в успехе работы в Югославии. Олег Иванович Пантюхов произвёл Ростислава в
руководители, и за знаменательное развитие работы наградил его орденом «Белого медведя», высшей скаутразведческой наградой. Ростислав был самым молодым кавалером этого ордена, а потом вторично был награждён этим орденом в 1982 Орденской думой ОРЮР.

В строй Национального Союза Нового Поколения (НСНП, впоследствии — НТС) Ростислав вступил когда ему
было 17 лет. В газете НСНП «За Россию», которую Пантюхов советовал выписывать старшим членам НОРС-Р,
он и его братья-разведчики нашли ответы на то, почему победили красные и они, белые, оказались на чужбине, и
как продолжать борьбу за освобождение России. Когда Слава и Боря учились в русской начальной школе в
Сараево, их учили только тому, что было в России – что такое аршин, сажень, копейка, рубль, и т.д. Когда отец
Ростислава спросил, почему детей не учат югославским названиям, учительница сказала: «Зачем? Ведь мы скоро
вернёмся!»… Дети выросли в юношей, время шло, но их неизменная цель была вернутся. Ростислав рассказывал,
как он смотрел на звёздное небо и думал, что эти же звёзды светят над его любимой Родиной, которую он даже не
помнил, но куда страстно стремился всеми силами.

В сентябре 1937, когда Борис Мартино уехал заканчивать Белградский университет, Ростислав закончил
гимназию, и поступил в Белградский университет на Юридический факультет. Учился он заочно, как и многие,
до его закрытия немцами в апреле 1941, и одновременно стажировался в канцелярии фирмы «Юго-челик»
(Югославская сталь). Высоко ценя его способности, начальство готовила его на важную должность, и позволяло
ему заниматься скаутской работой. Став вместо Бориса начальником Сараевского отряда, Слава стал
преподавать родиноведение в Воскресной церковной школе, и вскоре развернул отряд в дружину.

В следующем году Сараево посетил Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий с
чудотворной иконой Курской Коренной Богоматери. Он прибывал вечером из Белграда, и настоятель Сараевской
русской церкви поручил 19-летнему Ростиславу как начальнику дружины скаутов-разведчиков собрать вечером
на вокзале детей и молодёжь для встречи. Слава быстро организовал несколько десятков ребят которые в формах
стояли вдоль всей дороги от железнодорожной станции до гостиницы Европа. Митрополит Анастасий ехал в
гостиницу в машине, и из окна благословлял всех ребят, стоявших вдоль дороги. Это им запомнилось на всю
жизнь. На следующее утро было торжественное шествие Митрополита Анастасия с иконой из гостиницы Европа
к Русскому приходу в сопровождении соколов, и по всему пути Ростислав опять расставил разведчиков, которые
приветствовали шествие криками «Да здравствует Россия!». В церкви была совершена торжественная
архиерейская служба, и это было огромным событием для русской колонии в Сараево.

Православная Вера всегда была важной частью жизни Ростислава Владимировича. В детстве он и Борис Мартино
прислуживали в церкви, и их водили целым классом на Богослужения в русской начальной школе. Ростислав
особенно любил Пасхальную службу, и даже в когда ему было далеко за 80, в Страстную неделю простаивал все
12 Евангелий на коленях. Все тяжёлые испытания он переносил с большим смирением, часто повторяя и в
радости, и в горе «На всё Воля Божья!», и благодарил Господа даже за мелочи. Когда на праздновании своего
100-летнего юбилея его спрашивали, что он мог бы посоветовать для того, чтобы дожить до такого возраста и
остаться в таком активном состоянии, он отвечал: «Надо Богу молиться!». Уже на смертном одре, страдая от
воспаления лёгких, когда ему должны были на ночь дать успокаивающие от кашля лекарство, он сказал:
«Сначала молится!», и это были его последние слова…

В Великую Субботу 6 апреля 1941 немецкие войска и их союзники напали на Королевство Югославию, и именно
в пасхальные дни православный народ Сербии понес свои первые потери Второй мировой войны. Сараево почти
не бомбили, Бог миловал, но война только начиналась… Ростислав решил, что не имеет право молить Бога, чтобы
Он его спас, когда кругом погибали люди, и его молитва во время войны была лишь «Да будет Воля Твоя!».
Начался подпольный период, так как нацисты запретили все скаутские организации. НТС, выбрав путь «третьей
силы», призывая бороться одновременно как против нацистов, так и против большевистского режима,
рекомендовал своим членам не участвовать в гражданской войне, которая началась в оккупированной
Югославии, а ехать в Германию, якобы на работу, бежать с работы и пробираться в Россию через Варшаву, чтобы
в тяжёлое время быть вместе с русском народом. Несколько сараевцев отправились в этот опасный путь после
Рождества 1942, продолжая подпольную скаут-разведческую работу. Ростиславу удалось договорится с
начальством Национальной Организации Русской Молодежи НОРМ, которая согласилась дать прикрытие
подпольной скаут-разведческой организации, и с начальством Витязей Русского студенческого христианского
движения РСХД об их присоединении к этой организации. Ростислав обещал витязям, что старшая ветвь
организации будет называться витязями, с их знаком, и будет храниться память о погибших витязях, что было
исполнено, и стало частью ОРЮР.

Ростиславу удалось осуществить мечту и нелегально перейдя границы попасть в Россию, в оккупированный
Псков, в Псковскую Миссию, где большинство священников приехало из Прибалтики с советскими паспортами.
Белых эмигрантов на оккупированную территорию немцы не пускали, и при выходе из поезда Ростислава сразу
арестовали из-за отсутствия советского паспорта и первую ночь на родине Ростислав провёл в тюрьме.
Неизвестно, что бы могло с ним случиться, но его отпустили на следующий день, так как у него было
направление к миссионеру о. Георгию Бенигсену. По дороге из тюрьмы Ростислав думал: «Родина! То, о чем я
мечтал! Я шел, смотрел по сторонам, слышал везде русскую речь и радовался, что я наконец в России, и тут
впервые почувствовал себя на родине». Миссионеры не только духовно окормляли народ, но создавали приюты и
старались помогать военнопленным, некоторым даже удавалось помогать партизанам. В Миссии Ростислав стал
преподавать Закон Божий и вести подпольную скаутскую, патриотическую работу с детьми. «Преподавание
Закона Божьего в Пскове и работа с ребятами – это была моя борьба против большевизма, борьба за Россию. Ведь
Псковская миссия по сути дела заставила Сталина прекратить гонение на Церковь, открыть храмы, разрешить
выборы Патриарха». О Псковской миссии с помощью Ростислава Владимировича издано много материалов, и в
России в 2008 был сделан художественных фильм «Поп».

В 1944 во Пскове Ростислав женился на Валентине Петровне Наумовой, из репрессированной семьи, которая,
несмотря на это помогала партизанскому отряду. Но когда подходила Красная армия пришлось эвакуироваться с
Псковской Миссией в Ригу, где Ростислав стал администратором в Русском комитете, продолжал вести
подпольную скаут-разведческую работу с детьми, и за ним следили и немцы, и латыши. Он опять попал в тюрьму
на Страстной неделе за то, что он заступился за русских, не знавших латышский язык. Его обвиняли в
хулиганстве и агитации, а также в том, что он был «комсомольский работник». В Светлую Субботу его
отпустили. Спас хорватский паспорт и юридическое образование, и эта Пасха встречалась семьей с особой
радостью.

Под конец войны в 1945 семья переехала из Риги в Вену, оттуда в Тюрингию, где Ростислав провёл последний
подпольный курс для вожаков. Когда село Нидерзахсверфен, где жили русские ДиПи (перемещённые лица), был
взят американцами, работа с разведчиками перестала быть подпольной и на следующий день Ростислав объяснил
всем ребятам, для чего их собирали и чему их учили. В селе с помощью Ростислава работа быстро развивалась,
была основана первая разведческая дружина, была устроена русская школа и выпускался журнал. В День Св.
Георгия, который совпал с Пасхой, был устроен парад, куда пригласили американских офицеров. В строю стояли
старые шёлковые знамёна Сараевского и 2-го Белградского отрядов, которые скрывали всю войну от немцев.
Американцы, которые почти все были скаутами, глазам не верили. Они прошли всю Францию и пол Германии и
нигде не встречались со скаутами, к тому же русскими.

Так как по договору Тюрингия должна была войти в советскую зону оккупации Германии, весь лагерь 9 июня
1945 двинулся на запад в Американскую зону. Но американский комендант сообщил советскому офицеру о
прибытии туда русских и утром советские грузовики прибыли забирать всех «обратно» в СССР. К счастью, у
друга Ростислава, бывшего кадета Болдырева, и нескольких других, было оружие, и это был единственный
случай в истории отпора насильственной репатриации.

До отбытия в США в 1951 Ростислав с семьёй жили в Германии в ДиПи лагерях Менхенгофе, около Касселя, и
Шляйсхайме, около Мюнхена, где он работал в администрациях, потом в администрации YMCA-YWCA. И в
Германии и в США по прежнему занимался скаут-разведческой работой, основывал отряды, проводил курсы и
лагеря, организовал Комитет скаутских организаций Кассельского района, устраивал выставки, издавал журналы
и бюллетени, включая «У костра», «Опыт», «В помощь руководителю», «Страницы истории», «Разведчик»,
«Справочник по истории ОРЮР Организации российских юных разведчиков», организовал разведческую почту,
поддерживал скаутов народов России, уехавших с Белой эмиграцией, как калмыки, некоторое время возглавлял
Союз югославских скаутов, многие годы успешно устраивал и расширял сотрудничество с иностранными
скаутами как средство против русофобии. Поддерживал дружеские связи с братскими русскими молодёжными
организациями и призывал всех к сотрудничеству. В течение своей долгой службы на посту был на ведущих
должностях в скаут-разведческой организации, переименованной в 1945 г. на съезде 4-6 ноября в Мюнхене в
Организацию Российских Юных Разведчиков ОРЮР, включая: Начальник Западно-Германского отдела,
начальник Главной Квартиры, председатель Главного суда чести, Начальник Северо-Американского Отдела
ОРЮР в США, глава Сектора истории.

С 1959 Ростислав Владимирович по заданию НТС вёл переписку с коллекционерами в СССР и одновременно
посылал по адресам неизвестных людей специальную литературу НТС и Православного дела. Ему удавалось
привлечь к этому делу даже своих американских сослуживцев-рабочих, когда он в начале новой жизни в США
должен был работать на фабрике, что приходилось делать большинству приехавшей из Европы русской
интеллигенции. Но Ростислав в это время писал статьи в русских эмигрантских газетах и в 1967 устроился на
«Радио Свобода».

В 1988, год тысячелетия Крещения Руси, стали появляться некоторые подающие надежды перемены в Советском
Союзе, и Ростислав стал посылать в СССР, а затем в Россию литературу ОРЮР и Русского Сокола. В результате,
в Черноголовке, недалеко от Москвы, была основана дружина ОРЮР, и общество «Русский Сокол» в Москве,
которое приняло участие в первом после падения коммунизма сокольском слете в Праге в 1994. В мае 1990
Ростислав Владимирович послал в Москву выставку о Русском Зарубежье, включая разведчество, из 1000
экспонатов, которая показывалась в крупнейших галереях Москвы и была широко освещена в СМИ. Летом того
же года устроитель Первого всесоюзного съезда по скаутингу пригласил Ростислава Владимировича участвовать
в ноябре в этом знаменательном мероприятии, где был создан АВОРС Ассоциация возрождения российского
скаутизма. Так как Ростислав ещё числился «врагом народа» и о нём продолжали писать пасквили в советской
прессе, его представителем поехала дочь Людмила вместе с Олегом Олеговичем Пантюховым, сыном основателя
российского скаут-разведчества.

Наконец, в 1992 Ростислав смог опять приехать на родину, где участвовал с дочкой в Всероссийских Курсах
начальников отрядов ОРЮР в Гатчине, и посетил Псков с женой. В то время, сразу после распада СССР на новые
независимые государства, когда заострялся «национальный вопрос», его курсанты спросили, кто может считаться
«русским». Слава рассказал о своей «многонациональной» семье, и сказал, что любой, кто любит Россию, её
культуру, и верен ей, имеет полное право считать себя русским.

В эти тяжёлые для России 90-е годы не смотря на лишения и потрясения, шло возрождение Веры, возвращения
ценностей исторической России, и Ростислав помогал всем чем мог, посылал материалы, писал пособия, всеми
силами помогал сектору ОРЮР «Лицом к России», где его дочь была помощником скаутмастера Георгия
Лукянова, у которого Слава был первым вожаком в Югославии, когда Георгию было 10, а Славе 18. Внук
Ростислава, Юра, сопутствовал матери и подростком провёл первую церемонию в России Памяти Верных когда
мать заболела во время курсов в Волхове. В 1942 Борис Мартино написал песню «Костёр разведчика», историю
разведчества, о гонениях на родине, и верности, несмотря на тяжести, в изгнании. Она заканчивалась словами
«когда же покинем чужбину, костры по России зажжём!». И в 1990 крестница Бориса, дочь Славы, Людмила
Селинская и Георгий Лукянов написали последний куплет: «И годы прошли, мы вернулись, Костры по России
зажгли, Знамена опять развернулись Разведчиков Русской Земли!». Мечта «Сараевцев» сбылась, и последний
«сараевец», Слава, до последних дней своей жизни советами, материалами и периодическими изданиями
оказывал помощь дружинам и отрядам ОРЮР в России и других странах, поддерживал братские организации, и
посылал свои издания и другой материал на тему воспитания молодёжи в библиотеки, архивы и музеи.
Господь Бог дал рабу Божьему Ростиславу много талантов, и он их приумножил своим служением и усердными
трудами. Свою первую газету на шапирографе «Сараевская жизнь» Слава издал в 11 лет, а его первая
опубликованная статья «Почему наш флаг бело-сине-красный» была в журнале «Детская Сокольская Газета»
когда ему было 17. Помимо скаут-разведческой тематики и материалов, периодические издания Ростислава
Владимировича включали «Пути русского сокольства», «За свободную Россию», «Зарубежная летопись
изобразительного искусства», и другие. Его многолетняя педагогическая деятельность в церковно-приходских
школах в Европе и США включала преподавание, составление пособий, учебников, и уникальную «Историю
Русской Америки». Сотрудничая с многими авторами научных работ, Ростислав предоставлял им свои
материалы, а также писал рецензии по просьбе авторов на множество книг и разных других изданий, включая
такие, как Гарвардская этническая энциклопедия, был одним из главных сотрудников Славянского отдела Нью-Йоркской библиотеки. Благодаря интересу с раннего детства к коллекционированию и историион стал специалистом в филателии, нумизматике, открытках, и русской теме заграницей, о чём писал в своих изданиях«По русским улицам Парижа, памятные места и путеводители», «Русские названия городов Америки» и в
множестве статей, и публикаций. Вёл «Уголок коллекционера» в известной зарубежной газете «Новое русское
слово» и передачу «Уголок коллекционера» на радио «Свобода», где также вёл программу «Духовная музыка» и
заведовал музыкальной библиотекой. Был автором более двух тысяч статей на самые разные темы в известных
газетах и журналах в США, Южной Америке, Европе, Австралии, и России, в которых нередко защищал правду о
России, и книг «Заметки коллекционера» (1988), «Молодёжь Русского Зарубежья. Воспоминания 1941-1951»
(2009), «МЫ-Сараевские скауты-разведчики, дети белого движения» (2015), и почти закончил следующую,
мемуары от 1951 до последних дней. Ростислав Владимирович никогда никому не отказывал в сотрудничестве и
всем помогал бескорыстно.

Помимо скаут-разведческой работы и деятельности в НСНП-НТС, соколах, общественная деятельность
Ростислава Владимировича включала членство и активную работу в Конгрессе русских американце, где он был
одним из основателей, Русской Академической группе в США, Пушкинском обществе, Благотворительно-просветительском обществе Отрада, Российском обществе русской филателии Россика, и других.

Ростислав Владимирович также был известен как ведущий историк Русского зарубежья. В 1995 Генконсульство
РФ в Нью Йорке попросила его устроить выставку о Русских в Америке в честь 50-летия ООН, которую посетил
президент Ельцин, и поблагодарил устроителя. Генконсул просил его принести увезенные во время «Исхода»
«раритеты», как фарфор, картины, итд., так как эвакуация ген. Врангеля представлялась как «бегство буржуев» в
Советском Союзе. Он был крайне удивлён услышать, что вывозили главным образом именно духовные ценности,
семейные реликвии и документы. И эту историю сейчас прекрасно показывает Музей Дома Русского Зарубежья
им. А. Солженицына в Москве, куда и Ростислав Владимирович послал многие материалы. На протяжении почти
двадцати лет фонды Дома пополнялись его дарами — архивными материалами, включая связанными с историей
русских скаут-разведчиков и других организаций, обществ, воинских союзов, Православной церкви в эмиграции,
редкими и ценными изданиями, которые он собирал всю жизнь. Последние материалы архива для отправки в
Музей собирает его сын, Владимир. Короткое видео Ростислава Владимировича о своей деятельности, которое
сняли его внук Юрий и сын Владимир, размещено на Стене почёта Музея Дома Русского Зарубежья.

Благодаря обширным знаниям истории России всех эпох, в 1988 Ростислав Владимирович был консультантом в
устройстве грандиозной художественной постановки Русского Зарубежья «Тысячелетие Крещения Руси» в
городе Нью-Йорк, с симфоническим оркестром и декорациями, в котором участвовали хоры, балетные компании,
и известные солисты из США, Европы, России и Австралии. В 2002 он был консультантом и снимался в
документальном фильме Н. Михалкова-Российского Фонда Культуры «Русские без России – Русский выбор», в
2020 в документальном фильме Конгресса Русских Американцев о Великом Исходе из Крыма в 1920, участвовал
по СКАЙПу и в видеообращениях в конференциях в России, давал интервью российскому телевидению (РТР,
Первый канал, итд.), и российским интернет-порталам. Его последние интервью он дал порталу Православие.ру
обо всех семи Первоиерархах Русской Зарубежной Церкви За границей. День до кончины интервью был
опубликован, и был прочитан родными Ростиславу Владимировичу на смертном одре.

Предчувствуя близкую кончину, Ростислав Владимирович сказал, что, посвятив России всю свою жизнь,
несмотря на сегодняшнее тяжёлое время — он свято верит в её великое будущее по пророчеству Св. Иоанна
Кронштадского, который некогда посетил его семью.

«СВЕРШИЛОСЬ НЕМИНУЕМОЕ!» Написал семье близкий друг Ростислава Владимировича, самый крупный
историк русских в Югославии, Алексей Борисович Арсеньев. «Завтра буду в Белграде, поставлю свечку в
русском храме Св. Троицы у могилы ген. Врангеля и помолюсь за новопреставленного».
Раб Божий Ростислав всегда говорил, что «На всё Божья Воля!» и не боялся смерти. Символично, что Канон
отхода души прочитал о. Александр Крассовский, тоже член ОРЮР, знавший Ростислава с 1979. Приехав из
Калифорнии, он замещал настоятеля, Св. Серафимовского храма о. Серафима Гана, который был в то время на
Афоне. Ростислав Владимирович представился, когда рядом сидели горячо любящие его дочь Людмила и внук
Юрий. Отпевание было в Св. Серафимовском храме 16 октября где служил вернувшийся с Афона о. Серафим с
двумя священниками соседних храмов, а панихиду и похороны на кладбище монастыря Ново Дивеево на
следующий день возглавил новый Первоиерарх Русской Православной Церкви за границей митрополит Николай
(Ольховский), которому сослужили четыре священника. О. Серафим посыпал в гроб землю Новочеркасска, где
Ростислав родился. Много лет тому назад ему привезли эту землю, и он просил так похоронить себя. Григорий
Голицын, начальник дружины «Царское село» созвал разведчиков ОРЮР, некоторые из которых приехали из
Вашингтона, проситься и отдать честь Славе, и они в формах, с Русским знаменем, участвовали в похоронах и
спели «Прощальную». Когда гроб опускали в землю на небе появился огромный сокол, который сделав несколько
кругов над могилой взлетел далеко ввысь… 

Соболезнования выразили организации: ОРЮР, Камчатский Скаутский Центр, Авангард-НОРД Русь, Витязи
НОВ, Разведчики НОРР, Русский Обще-Воинский Союз РОВС, Дом Русского Зарубежья им. А. Солженицына,
Конгресс Русских Американцев, Благотворительно-просветительское обществе Отрада, Международный Союз
Дворян, Белое дело, Белое движение, Русское просветительское общество им. Императора Александра III,
Военно-исторический клуб «Аванпостъ» Пенза, Двуглавый Орёл, Православие.ру, Русский Мир, Издательство
Посев, Новый Журнал, газета Русская Жизнь, газета Новый Меридиан, известные деятели культуры, искусства,
международных отношений, журналисты, блогеры, и множество личных соболезнований от лиц знакомых с
деятельностью Ростислава Владимировича.

Невозможно здесь опубликовать то множество откликов в Интернете, в письмах, личных и телефонных
разговорах, приводим некоторые: «Как красиво и величественно он ушел!», «Царство небесное рабу Божьему
Ростиславу, одному из великих борцов за освобождение России от ига коммунистов.», «Человек-легенда, человек
столетия. Он жил с эпохой. Он ее выстраивал. Он ее завершил.», «Один из самых уважаемых и умнейших
публицистов Русского Зарубежья.», «На протяжении всей своей жизни Ростислав Владимирович стойко стоял за
правду и справедливость, был верен Русскому делу», «Несмотря на то, что жизнь Ростислава Владимировича
прошла вдали от Родины, он всегда жил Россией. В семье Полчаниновых всегда царил Русский дух. И в этом духе
были воспитаны дети и внуки.», «Несмотря на почтенный возраст, он буквально до последних дней жизни очень
много делал для связи разведчиков всех поколений и разных организаций: вел переписку, записывал видео,
занимался архивами. Многие действующие руководители могли бы позавидовать такой энергии.», «Вызывает
восхищение то количество журналов, листков и т.д., которое он выпускал сначала в печатном, а потом
электронном виде.», «Для России и для ОРЮР он сделал очень много.», «Методика по воспитанию молодежи
Ростислава Полчанинова просто потрясающая!», «Его труды будут жить! И его любит вся Россия», «Какой
бесценный вклад он внес в сохранение и приумножение русской культуры!», «Он один из самых замечательных
людей, кого мне довелось в жизни встретить, всегда рассказываю о нем своим студентам в курсе лекций по
истории русского зарубежья ХХ века. Всю жизнь с благодарностью буду вспоминать гостеприимство Ростислава
Владимировича и беседы с ним.», «Ростислав Владимирович являлся олицетворением самого лучшего, что есть в
русском человеке.», «Не нахожу слов, чтобы описать его значение… Благодарю Бога за годы общения и встречи с
ним, я многому от него научился и на многое вдохновился. Его идеи и дела будут продолжаться и развиваться.»,
«Низко кланяюсь праху настоящего русского человека!», «Такие люди, как он, определяют честь и совесть в
России, его слова были важнее любых орденов.», «Ты для нас самый яркий пример настоящего человека! Ты так
много успел сделать! Вечная жизнь и вечная память! Во Христе смерти нет».

Во многих местах в России устраивались и продолжают проводиться конференции, презентации в память
Ростислава Владимировича, организуются памятные скаут-разведческие сборы, походы, служатся панихиды,
создаются фильмы, пишутся стихи. На поминальной трапезе были прочитаны два стихотворения. Одно
написанное скаутмастером ОРЮР, начальником дружины Кострома, и второе, известным поэтом России,
Дмитрием Кузнецовым, певцом Белого движения.

В ПОСЛЕДНИЙ ПУТЬ

Скм. Илья Ефремов

В последний путь ушёл наш Слава,
В свою разведку навсегда.
Его Небесная Держава
В свои объятья приняла.
Он жизнь прожил светло и ярко,
Врагам на зависть, нам за честь.
Горел как факел он, как сварка,
Наград и титулов не счесть.
Нас вдохновлял своим примером,
Своею жизнью на века.
Разведчиком, не пионером
Он был! Как сталь его рука.
Ведь больше века он был с нами,
Всегда он гордых вразумлял.
О Родине своей мечтами
Он нас на подвиг призывал
Но путь земной его прервался,
Знамёна в трауре стоят.
Для нас он Славою остался,
Любовь детей важней наград.
Равняйтесь, братья, вы на Славу,
Для нас пример достойный он!
«Прощальную» мы Ростиславу
Споём сегодня в унисон.
Пускай свой меч смерть опустила,
И вырвала тебя от нас,
Но встретимся с тобой мы снова
В прекрасный светлый добрый час.

ПРОЩАЙТЕ, ПОСЛЕДНИЙ БЕЛЫЙ ВОИН!
СКВОЗЬ ВРЕМЕНА
Светлой памяти Р.В. Полчанинова

Дмитрий Кузнецов

Растаял век Обломовых и Штольцев,
Истлел закат на выжженной степи.
Последние из русских добровольцев –
В отрядах скаутов и в лагерях Ди-Пи.
Между Бизертой, Прагою и Ниццей,
Уйдя от Соловков и Колымы,
Последние из Белых – за границей,
Но вместе с ними – будущие мы.
Мы – вместе и, листая мемуары,
Вдруг рассекаем времени броню,
Как будто петербургские бульвары
Ведут до вашингтонских авеню.
На перекрестье судеб и талантов
Благословляют юный лик страны
Последние из русских эмигрантов
Великой, первой, роковой волны.

20 октября старшим скаутмастером Алексеем Беспаловым и Орденской думой ОРЮР-Россия Ростислав Полчанинов включён в список Верных.