Калифорнийский след русского поэта Сергея Александровича Касаткина

Касаткина

Ольга Качина

В прошлом году литературные круги России отпраздновали 160-летие русского поэта Сергея Александровича Касаткина. В годы советской власти его имя в России было забыто, так как он был объявлен мещанским поэтом чужеродной для пролетариата дворянской культуры. Сегодня его имя вернулось из забвения, а вместе с ним и забытые факты из жизни его семьи.

Да нна я статья рассказывает о судьбах двух старших детей поэта, оказавшихся в Калифорнии в связи с трагическими событиями русской революции: Владимире Сергеевиче Касаткине, выпускнике Морского кадетского корпуса 1906 года и Ксении Сергеевне, которая была замужем за Семеном Александровичем Четвериковым, капитаном второго ранга Российского Императорского флота. Их сын Данила, старший внук поэта, был известным художником-оформителем большинства балетных и оперных постановок в русском Шанхае и Сан-Франциско в 30-е-70-е годы прошлого столетия.

Но прежде немного о самом поэте. Сергей Александрович Касаткин родился 17 января 1860 года, в тот же самый день, когда родился Антон Павлович Чехов, всемирно известный русский писатель.

Детство Сергея прошло в родовом поместье его отца, Александра Михайловича Касаткина, предводителя дворянства Вологодской губернии. Отец дал сыну отличное образование, отправив его учиться в Московский лицей цесаревича Николая – привилегированное закрытое высшее учебное заведение для детей из дворянских семей. После окончания лицея в 1877 году Сергей Александрович учился на юридическом факультете Московского университета.

Однако он просла вился не как юрист, а как поэт-сатирик. Его стихи печатались во многих журналах конца ХIХ – начала ХХ веков, таких как «Будильник», «Нива», «Новое время», «Русские ведомости», «Русское обозрение», «Стрекоза».

В 1892 году в Санкт-Петербурге вышел небольшой сборник его стихов под названием «Шалости пера». Однако стихи были опубликованы под псевдонимом Сергей Кречетов, ведь автор работал в окружном суде. Но уже второй сборник «Все побеждает любовь» (1890) вышел под его собственной фамилией Касаткин. Здесь же в иронической форме поэт представил себя читателям:

Весёлый взор, «российский» нос,
Приподнятые брови;
Поджар, высок, черноволос,
В лице ни капли крови;
Порой остёр, порой речист,
Всегда равно беспечен;
Поэт, крикун, идеалист…
Вот мой портрет намечен!

Его стихи были особо популярны среди гимназисток и переписывались из альбома в альбом. Вот одно из них, опубликованное в журнале «Нива» в 1888 году под рубрикой из “Альбома Барышни”:

Хочу тебе, в часы досуга,
Я написать десяток строк.
Прими совет сестры и друга:
Не верь мужчинам, мой дружок!

Ты молода, ты все хохочешь,
В головке бродит ветерок…
Но, еслиь плакать ты не хочешь,
Не верь мужчинам, мой дружок!

У них сердца так ровно бьются:
Страданья наши им не впрок;
Они над нами лишь смеются…
Не верь мужчинам, мой дружок!

Коль ты им только верить будешь,
Такой дадут тебе урок,
Что никогда не позабудешь ,
Не верь мужчинам, мой дружок!

Пускай они тебе клянутся,
Грозят спустить в себя курок…
Пускай на части разорвутся…
Не верь мужчинам, мой дружок!

Болтай, кокетничай немного
(Кокетство, право, не порок);
Но только… только, ради Бога,
Не верь мужчинам, мой дружок!

Зачастую авторство Касаткина забывалось и стихи становились народными. Так Марина Цветаева в своем мемуарном очерке «Дом у Старого Пимена» анализировала вышеприв денное стихотворение Касаткина без упоминания имени автора.

Легкость лирики Сергея Александровича также привлекала музкантов. Так, два его современника – Николай Языков, студент Московского университета, и Борис Прозоровский, военный врач, ставший известным композитором, использовали одни и те же стихи Касаткинa “Я не вернусь” для написания романса.

Я не вернусь; душа дрожит от боли,
Я страсти призраком, поверь,
не обманусь…
Достойным быть мне хватит силы воли,
Ты так и знай – я не вернусь.
В чужом краю, ко всем страстям холодный,
Страдальцем дни скорей, влачить решусь.
Оковы прочь, хочу я быть свободным,
О, не зови, я не вернусь.
Не посылай своих мне писем милых,
Я этих строк любви,
лукавых строк боюсь;
Не обещай, чего ты дать не в силах,
Да, да! Я не вернусь.
Ведь я ушел, тебя не проклиная,
А сделать зла тебе не соглашусь,
Покоя ждет душа моя больная…
О, пощади… Я не вернусь.

В годы советской власти романс был объявлен чужеродным элементом для пролетарской культуры. Борис Пророзровский, как композитор «мещанской музыки» и дворянин, был арестован несколько раз. В 1933 году он был отправлен на строительство Беломорско-Балтийского канала, а в 1937 году расстрелян.

Сергей Александрович Касаткин умер в 1920 году. Последние годы его жизни были омрачены трагическими событиями русской истории: Первой мировой войной, крушением Россиской империи и приходом к власти большевиков. Революция разрушила семейное счастье большой и дружной семьи Касаткиных. Известно, что Сергей Александрович был женат на Наталье А лександровне Буланиной и имел в этом браке 12 детей. Своим детям он посвятил стихотворение «На карусели»:

Ах, детки милые мои,
С каким восторгом сели
На деревянные скамьи
В убогой карусели…
Шумят, смеются без конца,
Пожалуй, без причины…
Их бьются радостно сердца,
И нет печального лица
На фоне той картины…

А лет пятнадцать дай пройти,
И всяк из них взберётся
На карусель того пути,
Что «жизнию» зовётся…
И так же смех их разберёт,
И зашумят все вместе,
И закричат: «Вперёд, вперёд!»
И мало, мало кто поймёт,
Что кружатся на месте!

Когда писались эти строки, Касаткин не мог предвидеть, что «карсель жизни» его детей будет исковекана революцией и разметает их по всему свету.


Обложка сборника стихов «Шалости пера»