Старинные самовары Алексея Воробьева: от трактирных до походных

Коллекционер самоваров Алексей Воробьев c супругой Анной. Из семейного фотоархива.

 

С коллекционером беседовала волонтер Музея-архива русской культуры Галина Епифанова

Многие участники Зимнего фестиваля в Русском центре, посвященного памяти Николая Массенкова обратили внимание, на вытянутые вдоль стен Золотой комнаты ряды пузатых золотых красавцев – русских самоваров. Эта лишь часть уникальной коллекции Алексея Воробьева, которую он начал собирать после переезда в США. В Музее русской культуры хранятся старинные самовары, поэтому сотрудникам музея было особенно интересно расспросить Алексея об особенностях русского самоварного дела и о том, как создаются частные коллекции в условиях эмиграции. 

Алексей начал собирать самовары после одного случая. Однажды в гостях после ужина хозяин дома предложил попить чай. Однако вместо ожидаемого обычного чаепития на заднем дворе дома был затоплен настоящий старинный самовар. Это был семейный самовар, который хозяин дома привез из России. Алексея очень увлекли процесс растопки самовара и атмосфера чаепития на открытом воздухе. Это было необычайно душевно. После этого вечера будущий коллекционер всерьез задумался о приобретении старинного самовара. Тем более, что в памяти его хранился образ далёких предков с семейной фотографии, сидящих за столом во время чаепития: на столе расставлены чашки, но сам самовар не виден, лишь изящный самоварный носик игриво заглядывает в кадр. К сожалению, в семье Алексея самовары не сохранились, поэтому пришлось искать в продаже. Так был куплен первый самовар, а затем появился еще один самовар, потом еще и еще, пока не сложилась солидная коллекция, которая и сейчас продолжает пополняться.

При покупке самовара Алексей ориентируется на уникальность формы, так как со временем он понял, что собирать одни «банки» – это не интересно и можно это делать до бесконечности, так как их было выпущено огромное количество. Поэтому прежде всего, коллекционера интересуют уникальные формы, тем более что они очень разнообразны: помимо привычной всем «банки» есть «ваза», «шар», «яйцо», «фонтан», «дуля», «рюмка», «чаша», и другие формы.  На самовары, как и на все в нашем мире, была определенная мода, поэтому каждая форма отражает эстетические идеалы какого-то времени или региона. По словам Алексея, каждая из этих форм определяет характер самовара. Например, круглый самовар кажется таким добряком, самовар «рюмка» – это такой подтянутый, выпрямленный с широкими плечами пижон. Самовары угловатой формы, например квадратные или прямоугольные, шестигранники говорят об «агрессивном», сложном нраве самовара. Хотя самовар в большей степени ассоциируется с мужским характером, есть самовары и с изящными, женственными формами.

Выставка самоваров. Фото Анны Воробьевой.

Второй важный критерий для Алексея при покупке самовара – это его сохранность и рабочее состояние. Алексею важно не просто наличие в коллекции того или иного самовара на своей полке, но ему хочется, чтобы самовар можно было заваривать, чтобы он жил: шипел, пыхтел и радовал гостей ароматным чаем.

Третий критерий в поиске нового самовара – это известность фабрики. Производителей самоваров было достаточно много. Помимо основных тульских производителей были и небольшие производства в таких губерниях как: Владимирская, Вятская, Костромская, Могилевская, Московская, Орловская, Пермская, Черниговская, Царство Польское и Варшавская губерния, Ярославская губерния и другие. Несмотря на такое разнообразие, коллекционерами ценятся прежде всего самовары известных производителей, таких как Баташев, Лисицын, Ломов, Маликов.

Таким образом, в коллекции Алексея оказались действительно интересные экземпляры самоваров и о каждом из них он может рассказывать очень долго. Первый самовар в коллекции Алексея появился в 2008 году. Это был самовар Фабрики Никиты и Константина Черниковых производства второй половины XIX века, формы «амфора». Также стоит выделить одну из гордостей коллекции – самовар фирмы Назара Федоровича Лисицына. Семья Лисицыных первая из тульских оружейников создала самоварную фабрику в Российской Империи в 1778 году. Так что, можно с уверенностью считать, что этому самовару скоро исполнится 200 лет. Это самый дорогой самовар коллекции. Тем более, что он выполнен из томпака, который высоко ценился, так как изделия из него выглядели богато, и такие самовары приобретали в основном знатные люди. Уникален самовар не только своим происхождением и формой, но и своей историей. Предыдущий владелец, некая женщина из штата Орегон, написала записку про него. Ее дядя работал в General Electric. В 1960-х годах из командировки в Египте он, как многие сотрудники фирмы, привез много вещей из латуни. Среди этих вещей был и самовар маленький дву-поддувальный самовар Лисицына, так называемый «тет-а-тет», с трубой. С тех пор он хранился у них в семье. Как самовар попал в Египет можно только догадываться: с русским купцами или с эмигрантами первой волны.

В центре самовар фабрики Лисицына: «тет-а-тет». Фото Анны Воробьевой.

Также в коллекции Алексея есть и большие самовары, так называемые «трактирные», например, производства братьев Шемариных. Это была одна самых известных и крупных тульских фабрик, самовары которой пользовались популярностью как в России, так и за рубежом. Создатель производства, кузнец и выходец из простого народа Иван Шемарин, получив вольную, переехал с семьей в Тульскую губернию, где и начал самоварное дело.  В 1906 г. Фабрика братьев Шемариных удостоилась почетного звания «Поставщик двора Его Императорского Величества шаха Персидского». После Революции в 1918 г. завод национализировали и переименовали в фабрику имени В. И. Ленина, где самовары изготавливались еще около 15 лет и считались лучшими в Туле. В коллекции Алексея самовар братьев Шемариных самый крупный, примерно на 12 литров, формы «банка» с откидывающимися ручками.

Интересны в коллекции различные «походные» самовары, которые легко разбираются, что удобно для использования в полевых условиях. Есть самовары-кофейники, в которых заваривали кофе. Есть в коллекции уникальные самовары, существующие в одном экземпляре, такие как самовар «петух».

Коллекцию Алексей собирает не стихийно, а с долгим поиском и осознанным выбором, поэтому в ней нет случайных самоваров и каждый самовар любим. Алексей активно изучает историю самоваров, общается и советуется с другими коллекционерами из США, России и других стран. Не у всех самоваров есть история, отмечает коллекционер, но практически все они привезены в Америку русскими эмигрантами разных волн. Исключения редки и это самовары, купленные американцами, например, в Германии или Египте и привезенные ими в Америку. Так, например, один из самоваров коллекции производства фабрики Баташева, формы «паук», был привезен в Америку из Германии. У этого маленького самовара откручиваются ручки, ножки и носик, и он становится похож как колобок или мяч. Это очень удобно при перевозке, например, для пикника. Так же есть самовар фабрики Маликова, привезенный из Персии.

Конечно, в России существуют очень большие коллекции самоваров, насчитывающие сотни экземпляров, но создание подобной коллекции в Русском зарубежье требует особого труда и вдохновения. Это была первая выставка коллекции Алексея и мы надеемся, что она положила начало богатой выставочной деятельности.

Объявление Фабрики самоваров В.Г. Калининского. Газета «Русская жизнь».

Само существование таких частных коллекций, как у Алексея Воробьева напоминает нам о том какую особую ценность всегда представляли самовары для русских эмигрантов. Каждый самовар – это чье-то семейное теплое воспоминание о доме, это способ сохранения в новой стране своих семейных традиций и обычаев. Несмотря на все сложности, на величину и тяжелый вес самовара, многие эмигранты не расставались со своими семейными реликвиями и брали их собой в вынужденную дорогу. Также интересно отметить, что самовары в Калифорнию можно было не только привезти с собой, но и приобрести его в магазине. Так в нескольких выпусках газеты «Русская жизнь» в 1920-х годах несколько раз встречается объявление о продаже угольных и электрических самоваров различных фасонов и размеров, производства фабрики В.Г. Калинского в Лос-Анджелесе.